Законопроект о социальном патронате Госдума рассмотрит в первом чтении
25 сентября 2012 года

Госдума рассмотрит во вторник в первом чтении правительственный законопроект о введении в России института социального патроната.

Законопроект, внесенный в Госдуму 23 марта, вводит новую форму индивидуальной профилактической работы с детьми из неблагополучных семей и родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации - социальный патронат, который предполагает оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего. Согласно тексту законопроекта, работать с такими семьями в рамках соцпатроната будут органы опеки и попечительства, с согласия родителей и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

При чем социальный патронат, согласно инициативе, может быть установлен органом опеки и попечительства в случае, если по результатам проведенного им обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка, будет установлено, что родители или законные представители ребенка создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию или отрицательно влияют на его поведение, но при этом нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей родительских прав.

Предлагается установить, что непрерывный срок осуществления соцпатроната не может составлять более двух лет.

В законопроекте говорится, что субъекты РФ могут устанавливать дополнительные основания для установления социального патроната.

Вместе с тем на прошедшем на прошлой неделе обсуждении законопроекта в Госдуме в рамках "круглого стола" глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей отметила, что к этой инициативе есть ряд замечаний, которые планируется устранить ко второму чтению законопроекта.

Так, в Госдуме предлагают не наделять российские регионы правом устанавливать дополнительные основания для применения социального патроната, а четко прописать их в федеральном законе. Также из законопроекта необходимо исключить положения об установлении социального патроната на основании письменного обращения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. По словам Мизулиной, в комитете есть три экспертных заключения о том, что ребенок младше 14 лет не может адекватно принимать решения, связанные со своей судьбой и семьей.

Есть претензии и к положениям о том, кто и как обследует условия жизни семьи. По мнению парламентариев, формулировки в законопроекте очень туманные.

Кроме того, предлагается дополнить законопроект положениями, устанавливающими судебный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. По мнению депутатов Госдумы, именно суд должен определить, насколько веские основания для отобрания ребенка.