Установка аппаратуры ГЛОНАСС на коммерческий транспорт может монополизировать рынок
3 сентября 2012 года

Обязательное оборудование коммерческого транспорта аппаратурой ГЛОНАСС с 1 января 2013 года создает предпосылки для монополизации рынка диспетчеризации сигналов и рынка по производству аппаратуры ГЛОНАСС, говорится в заключении Минэкономразвития на проект, разработанный Минтрансом.

Правительство РФ в конце июля внесло на рассмотрение Госдумы законопроект об оборудовании системой ГЛОНАСС транспорта, перевозящего опасные грузы. Если изменения к закону "О навигационной деятельности" и Кодексу РФ об административных правонарушениях будут приняты, то с 1 января 2013 года станет обязательным оснащение системами глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS пассажирского транспорта и грузовиков, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, а с 1 июля будущего года организациям, не выполняющим это требование, будет грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

В развитие этого законопроекта Минтранс разработал приказ о порядке оснащения транспорта аппаратурой ГЛОНАСС.

"Предлагаемый Минтрансом подход создает риск возложения избыточных расходов на субъектов предпринимательской деятельности в размере от 9,4 миллиардов рублей до 17,8 миллиардов рублей", - говорится в документе.

В МЭР отмечают, что дополнительные расходы связаны с завышением цен на аппаратуру ГЛОНАСС, поскольку к 1 января 2013 года единовременно потребуется оснастить аппаратурой "даже по консервативной оценке не менее 600 тысяч транспортных средств" (сейчас по данным ведомства оснащено порядка 100 тысяч транспортных средств). При этом монополизация рынка региональных навигационно-информационных систем (НИС) позволит таким организациям устанавливать собственные требования к протоколам обмена данными между бортовой аппаратурой ГЛОНАСС и региональными НИС, что, в условиях, когда региональные НИС оказываются аффилированы с производителями аппаратуры ГЛОНАСС, создает предпосылки для навязывания потребителям аппаратуры определенного производителя.

Кроме того, по мнению аналитиков МЭР, предпринимателям придется прибегать к услугам компаний, обладающих слаборазвитой инфраструктурой и на длительное время отвлекать от работы транспортные средства в целях проведения процедуры оснащения аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Минтранс также не предоставил пояснительную записку к данному законопроекту, даже по запросу Минэкономразвития.

МЭР указывает на возможность появления многокилометровых очередей, которые могут парализовать систему коммерческих перевозок автобусами, поскольку региональные операторы НИС должны будут одномоментно провести тестирование и подключить к системе региональной НИС всех перевозчиков, которые к ним обратятся в целях выполнения требования об оснащении транспортных средств аппаратурой, что на практике нереализуемо.

В МЭР также отмечают, что согласно информации, полученной от Минтранса России и Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) количество транспортных средств, которые необходимо оснастить аппаратурой ГЛОНАСС составляет 750-1150 тысяч единиц.