Минприроды предложило "СЗФК" проектировать дорогу в Хибинах вне границ будущего нацпарка
25 сентября 2012 года
Минприроды предложило "Северо-Западной фосфорной компании" (СЗФК) проектировать промышленную дорогу к руднику в Хибинских горах в Мурманской области вне границ будущего национального парка "Хибины", сообщает министерство.
Планируемое к разработке в ближайшее время апатит-нефелиновое месторождение Партомчорр, для которого строится рудник, находится в одной из наиболее посещаемых туристами долин - Кунийок. Между тем, согласно концепции развития особо охраняемых природных территорий России, в этом районе в 2015 году будет создан национальный парк "Хибины". Само месторождение не входит в границы нацпарка, но дорогу, которая будет к нему вести, "Северо-Западная фосфорная компания" запланировала по создаваемой заповедной территории.
"В ходе совещания в министерстве ЗАО "СЗФК" было предложено представить альтернативные варианты прохождения проектируемой дороги вне границ создаваемого национального парка, учесть все замечания экологов... По мнению специалистов институтов РАН, экологических организаций, вариант проекта дороги, предлагаемый СЗФК как основной, нанесет ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, повлияет на развитие экологического туризма в планируемом парке, уменьшит его экологическую эффективность, а также может поставить под сомнение целесообразность создания национального парка "Хибины", - говорится в сообщении.
Кроме того, учитывая экспертную оценку, а также общественный резонанс, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской принял решение проекты дороги к месторождению "Партомчорр" вынести на обсуждение общественного совета Минприроды России.
Также министр поручил своему заместителю Ринату Гизатулину привлечь к обсуждению ОАО "РЖД" и ОАО "Апатит" по вопросу использования существующей транспортной инфраструктуры этих организаций, а также до конца года представить экологически безопасный вариант проекта дороги, наносящий минимальное воздействие на окружающую среду уникальных природных комплексов Кольского полуострова.
"Строительство горно-обогатительного комбината - это социально-экономическое развитие региона, но при этом должны быть учтены все риски, мы не должны погубить окружающую среду, строительство должно быть с оглядкой на экологию", - отметил Донской.
Глава Минприроды подчеркнул в ходе совещания в министерстве, что необходимо более подробно рассмотреть варианты прокладки дороги, всесторонне учесть антропогенное воздействие на экологию и выбрать наиболее щадящий для природы вариант.
"Экологи не против рудника, но прокладка дороги через территорию национального парка снижает его рекреационную значимость. Из четырех вариантов дороги, предложенных компанией, нас не устраивает только один", - отметил на совещании координатор программы по сохранению биологического разнообразия Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Владимир Кревер.