Культурную Россию покажут Западу через электронные СМИ
14 сентября 2012 года

На этой неделе прощались с Александром Белявским - он ушел трагически, внезапно. Актер огромного мастерства и обаяния, сумевший даже бандита и убийцу Фокса из "Место встречи изменить нельзя" сделать привлекательным. На этой же неделе история с дальнейшим развитием киностудии "Ленфильм" вырулила, похоже, на финишную прямую.

ПРОЩАЙ, ФОКС!

В субботу, 8 сентября, не стало народного артиста России, актера Александра Белявского. Он погиб на 81-м году жизни, выпав из окна многоэтажки в Москве. Следствие склоняется к версии самоубийства, родственники отказываются в это верить.

Белявский родился 6 мая 1932 года в Москве, после окончания школы поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота, затем уехал в Иркутск. Его путь на сцену фактически начался с самодеятельности. Он дебютировал на сцене иркутского областного драмтеатра в "Горе от ума", разыгранном сотрудниками геологического управления. В спектакле Белявский исполнил роль Молчалина. Местные СМИ оценили его игру. Когда Белявский вернулся в Москву, он продолжал участвовать в самодеятельных спектаклях Дома учителя. А в 1957 году поступил в Щукинское училище на курс Владимира Этуша.

В 1964 году ему дали главную роль в фильме польского режиссера Леонарда Бучковского "Прерванный полет". Эта роль положила начало работе Белявского в Польше. Позднее он снялся еще в шести польских фильмах, в том числе в популярном сериале "Четыре танкиста и собака" (1966), в котором сыграл советского капитана Павлова.

Многие запомнили Белявского после картины Марлена Хуциева "Июльский дождь", где актер сыграл перспективного ученого Володю - того самого, который "антимагнитен, морозоустойчив, водонепроницаем, антикоррозиен, тугоплавок... не сгорает в плотных слоях атмосферы".

Кажется, что Белявский и сам был таким. Красивый, мужественный, волею актерской судьбы подходивший многим режиссерам на роли "злодеев". Наверное, именно поэтому по-настоящему известной его ролью стал бандит Фокс из телефильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".

На скромной гражданской панихиде, прошедшей в среду в московском Доме кино, все вспоминали Белявского как прекрасного, интеллигентного человека, талантливого актера.

"За Сашей не было ни одной подлянки. Он был совершенно замечательный, интеллигентный человек, знал наизусть Пастернака и мог часами говорить о Пушкине. Говорить с ним было одно удовольствие", - сказал друг Белявского, актер Борис Львович.

Белявский сыграл более 100 ролей в кино. Для одних он оставался милым, слишком хорошим и правильным Володей из "Июльского дождя", для других - мерзавцем и бандитом Фоксом или дядей Сашей из "Иронии судьбы, или С легким паром". Для любителей зарубежного кино - голосом Бенни Хилла, Жана Габена, Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Жан-Поля Бельмондо, Шона Коннери. Для телезрителей - первым паном Ведущим из "Кабачка 13 стульев", частым гостем "Белого попугая" и программы "В нашу гавань заходили корабли".

Творческая деятельность Александра Белявского была активной и разноплановой. Судьба сложилась трагически. 4 декабря 2003 года Белявский перенес инсульт, после которого оказался почти полностью парализованным. Несмотря на это, он успел в 2007 году сняться в фильме "Ирония судьбы. Продолжение". В мае 2012 года отметил юбилей.

"ЛЕНФИЛЬМ": СТОП - СНЯТО!

Во вторник на финишную прямую вышел процесс принятия решения о дальнейшей судьбе киностудии "Ленфильм". Общественное обсуждение концепций, представленных советом директоров киностудии и ее общественным советом, завершилось почти скандалом. Режиссер Александр Сокуров и продюсер Андрей Сигле, представлявшие концепцию общественного совета, остались, в итоге, без поддержки - председатель общественного совета Светлана Кармалита выступила с видеообращением, в котором сообщила о том, что коллектив решил поддержать концепцию совета директоров. Долгая и мучительная битва за "Ленфильм" подошла таким образом к концу. Из четырех в разное время фигурировавших концепций осталась единственная - публично поддержанная большинством.

Итог дискуссии, в принципе, был ожидаем. Особенно с учетом того, что накануне обсуждения "АФК-Система" сняла с обсуждения свой вариант развития "Ленфильма". Вариант самый радикальный, из-за которого когда-то и началось противостояние общественности и бизнеса. Оставшиеся для общественного обсуждения концепции совета директоров и общественного совета были во многом схожи. В них не предполагалось перепрофилирования киностудии. И это успокаивало общественность. Для реализации обеих концепций не требовалось бюджетных денег. И это успокаивало государство. Единственное отличие концепций заключалось в том, что общественный проект разрабатывали художники во главе с режиссером Александром Сокуровым, а проект совета директоров - люди из бизнеса во главе с Эдуардом Пичугиным. В итоге победил бизнес.

Победа, при этом, была обставлена крайне демократично. Минкультуры, организовавшее общественное обсуждение, заняло нейтральную позицию. Приглашенные им чиновники и кинематографисты проголосовали за концепцию совета директоров. Стоил ли такой ожидаемый финал двухчасового действа, в ходе которого произошел публичный раскол общественного совета "Ленфильма", посыпались обвинения во все стороны и обозначились перспективы прокурорского вмешательства в дела студии? Наверное, нет.

Летом министерство культуры обещало решить судьбу "Ленфильма" до конца сентября. Сейчас в правительстве ждут предложений ведомства по итогам общественного обсуждения. Понятно, что претворяться в реальность будет именно концепция совета директоров, которому придется проявить все дипломатические способности, чтобы доказать, что и бизнес иногда умеет прислушиваться к художникам. Без такого единения "Ленфильм" придется восстанавливать еще долго.

P.S. В пятницу вечером стало известно, что министерство культуры по итогам общественного обсуждения концепций развития киностудии "Ленфильм" направило в Росимущество свои предложения по кандидатурам для избрания в совет директоров ОАО "Киностудия "Ленфильм". Министерство предлагает учесть пожелания Александра Сокурова - полностью обновить состав совета директоров, увеличить в нем представительство Минкультуры и общественного совета киностудии. От ведомства в него войдут замминистра Иван Демидов и советник министра Андрей Аристархов. От общественного совета - Алексей Герман-старший, Александр Сокуров, Сергей Сельянов. Независимый представитель - Федор Бондарчук, который и возглавит Совет директоров. На должность директора киностудии Минкультуры будет рекомендовать новому совету директоров Эдуарда Пичугина, который возглавляет нынешний совет директоров.