Крупнейшая за 30 лет выставка прерафаэлитов открывается в лондонской галерее Tate
12 сентября 2012 года

Выставка работ прерафаэлитов, крупнейшая в Лондоне с 1984 года, открывается в среду в лондонской галерее Tate Britain, собрав в единой экспозиции самые знаменитые работы, включая "Офелию" Джона Эверетта Милле.

Почти все из 180 живописных работ, литографий, предметов мебели и интерьера предоставлены для выставки британскими музеями и частными коллекциями, за исключением незначительного количества работ из немецких культурных институтов.

"Прерафаэлиты: авангард викторианской эпохи" разделен на тематические блоки, рассказывающие, на чем строилась идеология художников, что их вдохновляло и что они отрицали, в каких отношениях были с религией.

Художественное братство образовалось в середине 19 века на фоне того, как молодые Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле - самые известные представители направления - сошлись на почве отрицания сложившихся канонов в искусстве. Они не видели развития в живописи и литературе викторианской эры, не признавали классической школы, которой их учили. Молодые художники решили вернуться к истокам раннего Ренессанса, то есть времени до Рафаэля, отсюда и название "Братства прерафаэлитов" (PRB).

Первая выставка художников прошла в Королевской академии искусств в Лондоне в 1849 году, когда публике была представлена, в частности, "Изабелла" Милле, созданная по сюжету поэмы Джона Китса "Изабелла, или горшок с базиликом". Никто не обратил тогда внимания на подпись PRB, которой отмечали свои работы все члены братства, но картина, ее яркие цвета и несимметричная композиция не понравились публике и критикам.

На выставке представлено несколько литографий - рождение эры фотографии сильно повлияло на прерафаэлитов, которые на первых этапах уделяли колоссальное внимание мельчайшим деталям изображения.

Экспозиция прослеживает изменение отношения художников к женскому естеству. Женщина сначала изображалась аскетично одетой, сюжет был во главе, однако с развитием многие прерафаэлиты, в первую очередь Россетти, стали показывать сексуальность женского тела, а красота на картинах становилась все более яркой и чувственной, как на "Сирийской Астарте" или "Леди Лилит".

"Христос в доме своих родителей (Плотницкая мастерская)" Милле олицетворяет отношение художников к религиозным сюжетам. Как и во всем, здесь прерафаэлиты стремились, в первую очередь, к правдивости и точности, Милле ездил на Святую Землю, чтобы добиться достоверности, и шокировал публику, впервые изобразив святое семейство как простых людей.

Детальность отличала прерафаэлитов и в изображении природы. Никто из них не работал по памяти, все выезжали на пленер, рисовали там, оставляя пустое место для фигур. Из-за такой скрупулезности большинство из членов братства рисовали в день всего по несколько сантиметров большого полотна.

Выставка, собранная совместно британскими и американскими кураторами, после Лондона отправится в турне: сначала в Вашингтон, летом 2013 года - в ГМИИ имени Пушкина в Москве и затем в Токио.