Госдума РФ создаст рабочую группу для доработки законопроекта о соцпатронате ко II чтению
25 сентября 2012 года

В Госдуме намерены создать рабочую группу по доработке формулировок правительственного законопроекта о введении института социального патроната, чтобы устранить все опасения общества ко второму чтению, заявила журналистам во вторник первый зампред профильного комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина ("Единая Россия").

Законопроект, внесенный в Госдуму 23 марта, вводит новую форму индивидуальной профилактической работы с детьми из неблагополучных семей и родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации - социальный патронат, который предполагает оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.

"Мы планируем создать рабочую группу, в состав которой традиционно пригласить представителей общественных организаций, которые сегодня проявляют интерес к этой тематике, и ко второму чтению все нечеткие формулировки, которые сегодня так беспокоят общество, будут устранены", - сказала Баталина.

"Главное, в законе останется суть, с которой сегодня никто не спорит - помочь семье справиться с социальным неблагополучием и сохранить семью для ребенка", - подчеркнула депутат.

Она заметила, что между первым и вторым чтениями законопроект проходит тщательную доработку.

Согласно тексту законопроекта, работать с такими семьями в рамках соцпатроната будут органы опеки и попечительства, с согласия родителей и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Причем социальный патронат, согласно инициативе, может быть установлен органом опеки и попечительства в случае, если по результатам проведенного им обследования условий жизни, воспитания и развития ребенка, будет установлено, что родители или законные представители ребенка создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию или отрицательно влияют на его поведение, но при этом нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей родительских прав.

В законопроекте говорится, что субъекты РФ могут устанавливать дополнительные основания для установления социального патроната.

Вместе с тем на прошедшем ранее в Госдуме круглом столе, посвященном введению института социального патроната, глава комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина рассказала о недостатках законопроекта. Так, в Госдуме предлагают не наделять российские регионы правом устанавливать дополнительные основания для применения социального патроната, а четко прописать их в федеральном законе. Также из законопроекта необходимо исключить положения об установлении социального патроната на основании письменного обращения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. По словам Мизулиной, в комитете есть три экспертных заключения о том, что ребенок младше 14 лет не может адекватно принимать решения, связанные со своей судьбой и семьей.

Есть претензии и к положениям о том, кто и как обследует условия жизни семьи. По мнению парламентариев, формулировки в законопроекте очень туманные.

Кроме того, предлагается дополнить законопроект положениями, устанавливающими судебный порядок, определяющий основания для того, чтобы забирать ребенка из семьи при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

При обсуждении повестки пленарного заседания на вторник ряд депутатов высказались за то, чтобы снять этот законопроект с рассмотрения. Так, по словам коммуниста Николая Коломейцева, надо учитывать, что законопроект не поддерживается обществом и, по его мнению, документ нанесет серьезный вред семейным отношениям. Его коллега по партии Алевтина Апарина также предложила законопроект не рассматривать и объявить референдум по этому вопросу. Она убежденна, что такой закон разрушит семьи.