Госдума отклонила два законопроекта о Конституционном собрании
14 сентября 2012 года
Госдума отклонила два пролежавших в палате более десяти лет законопроекта о создании Конституционного собрания.
Шестая Госдума решила разобрать наследство предыдущих созывов и прекратить практику, когда "законопроекты долгими годами пылятся на парламентских полках".
Один из отклоненных в пятницу законопроектов был внесен в 2000 году депутатом Сергей Ковалевым (СПС), который в 1994-95 занимал должность уполномоченного по правам человека в России.
Проект федерального конституционного закона предлагал урегулировать порядок созыва "высшего представительного и законодательного органа РФ - Конституционного собрания" и выборов его членов (народных представителей). Определялся их статус, порядок разработки и принятия новой конституции России. Кроме этого, определялись основания созыва Конституционного собрания и порядок его работы.
Палата также отклонила аналогичный законопроект, внесенный в 2000 году группой депутатов, в том числе Вячеславом Володиным (Отечество - ЕР) и Борисом Надеждиным (СПС).
Законопроект также регулировал вопросы созыва Конституционного собрания. Документ содержал порядок созыва такого собрания, устанавливал порядок внесения предложений о пересмотре конституции России, процедуру рассмотрения этих предложений палатами Федерального собрания и передачи их на рассмотрение Конституционным собранием.
Профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в своем заключении отмечает, что принятие закона "О Конституционном собрании" в настоящих условиях - при отсутствии инициативы по внесению изменений в конституции, то есть "при отсутствии надобности в созыве Конституционного собрания", созыв которого носит по своей сути специальный характер, входит в противоречие со смыслом 135-й статьи конституции, устанавливающей гарантии неизменности действия демократических институтов РФ.
Российская конституция предполагает принятие ряда федеральных конституционных законов, регулирующих основные элементы государственного механизма (например высшие суды, правительство, институт омбудсмена). Единственный до сих пор не принятый ФКЗ - о Конституционном собрании. Этот вопрос вновь приобрел актуальность весной, когда президент Дмитрий Медведев поручил предоставить предложения по подготовке проекта ФКЗ о созыве Конституционного собрания. Правда, после проработки этого вопроса, рабочая группа решила, что разрабатывать такой документ нецелесообразно.
Конституционное собрание - представительный орган, специально создаваемый для пересмотра положений глав 1, 2 и 9 конституции России (соответственно, "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"). Собрание созывается, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
Конституционное собрание либо подтверждает неизменность основного закона, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Явка избирателей должна быть более 50%.