Атомоход "Россия" готовится начать экспедиционный рейс по высадке станции СП-40
8 сентября 2012 года

Атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" готовится выйти в рейс по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-39" (СП-39) и высадке юбилейной СП-40.

По предварительным расчетам, рейс займет от 30 до 35 суток. На пути к станции СП-39 "Россия", вероятно, достигнет точки Северного полюса и войдет в исключительную экономическую зону Канады. Для атомного ледокола такая отдаленность станции проблем не составит, рассказал ранее руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Владимир Соколов.

В задачи новой станции, как и прежде, входит целый комплекс научно-исследовательских работ, в том числе - изучение причин рекордного уменьшения количества многолетних льдов в Арктике.

В состав новой дрейфующей станции СП-40 входят 17 человек, причем двое из них перейдут с СП-39, так как отработали там только полгода - с того времени, когда на станцию производился сезонный вертолетный рейс весной этого года. Начальник новой станции - Николай Фомичев.

Впервые в истории высадки дрейфующих станций на атомоходе к СП-39 отправится священнослужитель - епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков.

Как сообщает пресс-служба Росатомфлота, "Россия" вернулась в Мурманск 3 сентября и на протяжении недели производила загрузку необходимого экспедиционного оборудования и продовольствия.

До возвращения в Мурманск атомоход "Россия" работал в море "ровно месяц и один день", сообщает пресс-служба Росатомфлота. Ледокол под руководством капитана Олега Щапина вышел из порта приписки 2 августа после планового ремонта. За это время "Россия" провела по трассам Северного морского пути семь различных судов, из них три крупнотоннажных судна дедвейтом 70 тысяч тонн. По завершении экспедиции "Россия" вернется на трассы Северного морского пути, чтобы продолжить навигацию.

Высокоширотная экспедиция ААНИИ по снятию дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организации новой дрейфующей станции "Северный полюс-39" началась 17 сентября 2011 года. Атомный ледокол "Россия" вышел из Мурманска с командой специалистов для новой станции и грузом оборудования, топлива и различных запасов и проделал путь до станции за неделю. Всего рейс занял 21 день.

Станция СП-39 начала свою работу 1 октября на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы одновременно с закрытием СП-38.

Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции действовали в Арктике регулярно до 1991 года. Их работа была возобновлена после 12-летнего перерыва весной 2003 года.