Законопроект о введении в ГПК нового института коллективного иска внесен в Госдуму
31 августа 2012 года

Депутаты "Единой России" Отари Аршба и Михаил Старшинов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, расширяющий права общественных объединений на судебную защиту прав и законных интересов их участников, в том числе, вводящий институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц по аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом (АПК), сообщили в аппарате нижней палаты парламента в пятницу.

Так, в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ предлагается внести поправки, предоставляющие общественным объединениям право обращаться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов членов этого общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом. Аналогичные изменения предлагается внести и в закон "Об общественных объединениях".

Предлагается изменить положения закона "О защите прав потребителей" и наделить объединения потребителей правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей.

Кроме того, предлагается ввести в ГПК РФ новый институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Аналогичный правовой институт в настоящее время предусмотрен главой 282 АПК РФ и он, как отмечается в пояснительной записке, успешно применяется в течение ряда лет для защиты прав и интересов юридических лиц.

Институт коллективного иска в ГПК РФ предлагается применять при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы значительного количества граждан (не менее 20) и имеющих особое общественное значение (например, по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения).

"Тем самым граждане получат возможность отстаивать свои интересы в суде через единого выбранного ими представителя, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел", - отмечают парламентарии.

Как говорится в пояснительной записке, проведенный анализ показал, что в настоящее время порядок судопроизводства по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по-разному урегулирован гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

"Вместе с тем это противоречит правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ ... однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом", - говорится в тексте.

Законопроект определяет категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; порядок их рассмотрения судом; основания для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу.

Важной новеллой законопроекта является статья 248 ГПК РФ, предусматривающая возможность урегулирования возникшего спора сторонами путем проведения примирительных процедур.

Теперь гражданин и орган государственной власти или орган местного самоуправления до вынесения решения суда смогут разрешить конфликт на основе взаимной договоренности, что особенно эффективно при оспаривании индивидуальных правовых актов, решений и действий органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

В настоящее время такая возможность ГПК РФ не предусмотрена, поэтому гражданин всегда вынужден дожидаться, пока по его делу не будет вынесено решение суда.

"Законопроектом предлагается установить, что основным условием возможности оспаривания нормативного правового акта в суде является его применение или возможность применения в отношении конкретного гражданина, организации, что позволит не допустить массового обращения в суды с явно необоснованными заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и, тем самым, будет способствовать оптимизации рабочей нагрузки судей и рассмотрению указанной категории дел в разумные сроки", - отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, суду предоставляется ряд новых полномочий: по ходатайству заявителя или по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства у органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, действия и решения которых оспариваются; приостановить действие оспариваемого акта или решения до вступления в законную силу решения суда; в случае соединения в одном заявлении различных требований, рассмотреть их в разных судебных заседаниях по правилам искового и административного судопроизводства.