Русский театр осиротел после смерти Фоменко, считают его друзья и коллеги
9 августа 2012 года
Русский театр осиротел после смерти Петра Фоменко, скончавшегося в ночь на четверг на 81-м году жизни, считают друзья и коллеги известного режиссера, которого называют мастером с большой буквы, приоткрывшим то подлинное, что только может нести за собой театр.
"С кончиной Петра Наумовича чувствую себя сиротой. И весь его театр осиротел, я думаю, что и весь русский театр. Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали "А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче", - сказал ученик Фоменко известный режиссер Евгений Каменькович.
По его словам, у Фоменко была "абсолютная оценка пошлости в театре".
"Он назвал огромное количество пьес, которые надо поставить - на это надо примерно лет сто. И вот как мы с этим теперь будем справляться?", - добавил Каменькович.
Министр культуры РФ Владимир Мединский сказал , что смерть Петра Наумовича - невосполнимая утрата для российской культуры.
Ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев говорит, что все, кто любили, любят и будут любить театр - им будет не хватать Петра Фоменко.
"Сегодня, 9 августа - мой день рождения и самый грустный день в моей жизни. Ушел мой учитель Петр Наумович Фоменко. Я грущу и думаю, что не только я. Думаю, все те, кто любили театр и которые любят театр и которые будут любить театр - им будет его не доставать. Не будет хватать того большого мастера, который своей жизнью, своим трудом заставил огромное количество людей полюбить театр и приоткрыл то подлинное, что только может нести за собой театр. Он - высочайший мастер. Мастер с большой буквы", - сказал Князев .
"Умер великий русский режиссер - сегодня мы можем так говорить. Это удивительный творческий организм, который вначале удивлял своими детскими спектаклями, который подвергался тяжелым ударам судьбы, но нашел в себе силы вернуться и продолжать, - поделился с известный режиссер Марк Захаров. - Его последние работы войдут в нашу культуру навечно. Петр Наумович на моих глазах создавал свой театр".
По словам Захарова, он даже не сразу мог представить, что это будет "такая замечательная труппа репертуарного театра, которая станет поражать и радовать своими спектаклями.
"Петр Наумович мог бы сделать еще больше. Его творческий потенциал не был исчерпан. 80 лет - конечно, серьезный возраст, но для нас его уход неожиданен и трагичен. Он бьет по всем нам, его современникам. Я надеюсь и мечтаю о том, чтобы его театр сумел перенести эту страшную потерю и достойно продолжил дело своего учителя", - добавил Марк Захаров.
Профессор школы-студии МХАТ, худрук Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков говорит, что "в этой ситуации нет никаких слов, все замирает".
"Я нахожусь далеко от Москвы и сейчас думаю только о том, как мне побыстрее перебраться в Россию. Единственное желание - быть с ним рядом в этот момент. Петр Наумович - это большая часть нашей жизни, целая эпоха, поэтому тут нет слов, только тишина", - сказал Рыжаков.
Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.
Режиссерский дебют Фоменко состоялся в 1958 году на сцене Московского драматического театра. Первый спектакль режиссера - "Беспокойное наследство" по пьесе Константина Финна.
В 1960-е годы Фоменко ставил спектакли в московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ "Ленинские горы", Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.
В 1972-1981 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре Комедии. В 1977 году он стал главным режиссером этого театра. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда не кончаются" по Эдуардо де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" Константина Тренева (1977) в Малом театре.
Одновременно с работой в театре Фоменко трудился на Центральном телевидении. Режиссером были созданы телеспектакли "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по Александру Пушкину (1969, 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастье" (1972) по Льву Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по Александру Пушкину.
В 1981 году Фоменко покинул Ленинградский театр Комедии и возвратился в Москву, где начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа. В 1992 году Фоменко получил звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра Московский театр "Мастерская П. Н. Фоменко", художественным руководителем которого стал Петр Фоменко.
В 2001 году Петр Фоменко выпустил свой последний курс. В 2003 году он оставил кафедру режиссуры в РАТИ и перестал преподавать.
Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. В 1993 году режиссер был удостоен звания народного артиста России, является лауреатом Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002), награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Дата и место прощания и похорон пока не сообщаются.