РСА предлагает изменить подход к системе лицензирования в ОСАГО
20 августа 2012 года

Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает изменить подход к системе лицензирования в ОСАГО, приравнивая получение членства в этом профобъединении к допуску на рынок автогражданки, сообщили агентству "Прайм" в союзе.

Такая идея содержится в предложениях РСА по стратегии развития госполитики в сфере страхования до 2020 года, направленных в Минфин.

В настоящий момент игроки, желающие получить право работать на этом рынке, должны получить специальную лицензию в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). При этом, членство в РСА также является обязательным для таких компаний. Если же страховщик теряет членство, то он лишается права заключать новые договора ОСАГО, и впоследствии, как правило, теряет и лицензию.

"Наиболее революционное предложение РСА (в рамках стратегии - ред.) касается изменения подходов к системе лицензирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а именно: ФСФР выдает единые лицензии на осуществление страховой деятельности, а допуск к обязательному виду страхования осуществляется путем вступления страховых компаний в союз на условиях, закрепленных в уставе союза и правилах профессиональной деятельности", - сказали в РСА.

По мнению РСА, опыт, накопленный за 9 лет существования института ОСАГО, в том числе по приему новых членов и исключению страховых организаций из союза, показывает, что РСА сможет компетентно и эффективно выполнять функции как по контролю за действующими членами союза, так и за входом на рынок ОСАГО новых страховых компаний.

ДРУГИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Кроме этого, одно из основных предложений РСА связано с необходимостью установления единой суммы возмещений страховщиком ущерба в случае смерти потерпевшего вне зависимости от вида обязательного страхования.

Сегодня от вида к виду эта сумма разнится. Так, в ОСАГО она составляет 160 тысяч рублей, но в соответствии с законопроектом Минфина ее планируется увеличить до 500 тысяч рублей. В рамках закона об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО), вступившего в силу с 1 января текущего года, эта сумма составляет 2 миллиона рублей. Такая же выплата предусмотрена и по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика, который должен заработать 1 января 2013 года.

По мнению союза, установленная на сегодняшний день страховая сумма по ОСАГО в случае смерти потерпевшего является недостаточной, и в среднесрочной перспективе необходимо последовательно двигаться в сторону увеличения и унификации страховых сумм по таким рискам.

Кроме того, РСА считает необходимым увеличение страховых сумм по ОСАГО в части возмещения вреда, причиненного имуществу, и унификация порядка определения размера ущерба, причиненного здоровью потерпевшего, по ОСАГО с порядком определения размера ущерба по другим видам обязательного страхования.

Вместе с тем увеличение страховых сумм и изменение порядка определения размера страховой выплаты должны привести и к увеличению страховых тарифов, отметил в союзе.

Важной задачей для страхового рынка в России является повышение ответственности страховщиков, что может быть достигнуто уменьшением степени государственного регулирования отрасли и расширением контрольных функций самих страховых организаций и их союзов.

Одним из путей реализации такого подхода является поэтапная либерализация тарифов по ОСАГО, первым этапом которой может стать установление тарифного коридора по ОСАГО, что позволит страховым организациям устанавливать экономически обоснованные и отвечающие текущей ситуации тарифы, отметили в союзе.

В то же время необходима тщательная работа по предупреждению банкротств и совершенствованию механизма прекращения деятельности страховщика. По мнению РСА, создание эффективной системы текущего контроля со стороны надзорных органов, позволяющего на начальном этапе выявлять проблемные страховые организации, - одна из самых актуальных задач, стоящая перед участниками страхового рынка.

Данную задачу можно решить путем перехода всех страховщиков на отчетность МСФО, что позволит повысить прозрачность отчетности и отразить в ней реальное положение дел в страховой организации.

Кроме того, необходимо нормативно закрепить статус страхового посредника, требования к нему и ответственность за нарушение законодательства и условий договора со страховой организацией, что позволит снизить количество мошеннических действий со стороны недобросовестных посредников.

Необходимо также усиление роли профессиональных объединений. "В первую очередь, было бы целесообразно снять со страховщиков обязанность по передаче отчетности и в ФСФР и в союз, и закрепить за РСА функции по сбору и передаче в надзор всей необходимой информации", - отметили в союзе. Это было бы удобно как для ФСФР с точки зрения получения централизованных данных, так и для самих страховщиков.

Помимо этого, целесообразно передать профессиональным объединениям и рассмотрение жалоб на страховые организации, что позволит повысить скорость и качество рассмотрения жалоб.

Приоритетными задачами страховой отрасли в среднесрочной перспективе также являются развитие Европротокола (оформление ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД) с применением спутниковых систем и видеорегистраторов, совершенствование механизма финансовых гарантий страховщиков в рамках прямого возмещения убытков и расширение практики урегулирования споров по договорам ОСАГО в третейском суде при РСА.