РФ нужно буровое судно, чтобы собрать материал для заявки по шельфу в Арктике
3 августа 2012 года

России необходимо построить или арендовать буровое судно, чтобы собрать достаточно материалов для успешной заявки на расширение границ российской зоны арктического шельфа в Комиссию ООН по морскому праву, считают опрошенные эксперты.

В пятницу специально переоборудованные дизель-электрические ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон" должны отправиться в Арктику собирать дополнительный материал для российской заявки. Если удастся доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева в центре Арктики являются продолжением материкового шельфа России, страна получит право на освоение углеводородов, размер перспективных ресурсов которых, по данным Минприроды РФ, может составить до 100 миллиардов тонн условного топлива.

ЦЕЛЬ - КОРЕННАЯ ПОРОДА

"Чтобы собрать материал, который удовлетворит комиссию, России нужно пробурить несколько скважин и достать скальный геологический материал в районе хребта Менделеева в Арктике... Насколько мне известно, единственная технология, с помощью которой можно пробурить настолько глубокие скважины, подразумевает использование буровых судов", - сказала сотрудница лаборатории океанических исследований GEOMAR, доктор геологических наук Хайдемари Кассенс.

Она пояснила, что, согласно критериям Комиссии ООН по морскому праву, в заявке нужно предоставить образцы скальных пород, из которых состоят хребты Ломоносова и Менделеева. Сложность заключается в том, что они покрыты слоем осадочных пород толщиной около 0,5 километра, который нужно пробурить, чтобы достать нужные образцы. Бурение при этом должно проходить на глубине более 1,5 километров.

Предыдущая заявка от России ограничивалась данными сейсмической разведки с предоставлением проб только подводных грунтов и осадочных пород.

БУРЕНИЕ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ

По мнению профессора германского Института полярных исследований имени Альфреда Вегенера (AWI) Йорна Тиде (Jorn Tiede), результаты бурения в центральной Арктике, помимо национальных интересов, могло бы внести огромный вклад в мировую науку. Серия бурений в приполярном регионе помогла бы ученым "читать отложения на морском дне как книгу, слой за слоем, постепенно разбираясь в геологической истории этого региона, особенностях и этапах его формирования".

"Если бы Россия построила буровое судно для работы в Арктике, это позволило бы сделать много открытий мирового значения, попробовать прочесть очень важную главу истории Земли", - сказал он .

По словам эксперта, геологи стали получать данные о составе и возрасте коренных пород Мирового океана всего около полувека назад - с началом Программы по глубоководному бурению (Deep Sea Drilling Project - DSDP). В 2003 году на смену ему пришел проект "второго поколения" - IODP (Integrated Ocean Drilling Programm). Всего за 30 лет работ было пробурено около 1500 скважин на глубинах до восьми тысяч метров.

ПЛАТИТЬ ИЛИ СТРОИТЬ

По мнению директора Института океанологии РАН Роберта Нигматулина, Россия должна построить минимум одно, а лучше несколько судов для глубоководного бурения, чтобы быть лидером в исследовании геологии арктического региона.

"Наша страна должна такое судно построить, и не одно", - сказал он .

Нигматулин добавил, что мы сейчас вообще не обладаем подобной технологией. Таким образом, в случаях, когда стране необходимы данные, которые можно добыть только с помощью бурения дна океана, приходится обращаться к Японии или США, которые располагают подобными судами или передвижными буровыми установками. Один из способов, по словам эксперта - участвовать в программе IODP и за шесть миллионов долларов в год реализовывать свои проекты на чужих судах.

По словам Тиде, судно для научного бурения построить проще, чем для промышленного.

Буровые механизмы могут быть размещены на судах, платформах различных конструкций, а также на искусственных островах, однако наиболее эффективными для научного бурения считаются специально сконструированные суда с "двойным" корпусом (moon pool), с буровой шахтой посередине.