РФ не станет пересматривать свою позицию по Ирану из-за ситуации вокруг С-300
10 августа 2012 года
Россия вряд ли пойдет на пересмотр своей позиции по иранской ядерной парограмме, даже если Тегеран не откажется от своего иска против Москвы за отказ от поставок зенитных комплексов С-300, заявили эксперты в пятницу.
Газета "Коммерсант" в пятницу сообщила со ссылкой на представителей правительства РФ, что Москва может пересмотреть свою позицию в отношении поддержки Ирана на переговорах по его ядерной проблеме, если Тегеран не отзовет свой иск против Москвы.
Иран подал иск на 4 миллиарда долларов в Международный третейский суд Женевы к российской компании "Рособоронэкспорт" по делу об аннулировании контракта на поставку систем С-300. По словам источника "Ъ" в администрации президента РФ, позиция Москвы еще более ужесточилась: из судебной плоскости она переводит вопрос об иске в плоскость политическую. Источник в МИД РФ также подтвердил изданию, что "дипломатам дано указание в диалоге с иранцами придерживаться именно этого курса".
"Маловероятно, что Россия откажется от своей позиции или станет сейчас делать резкие шаги. Скорее, она воспользуется этим как поводом для того, чтобы слегка подкорректировать свою позицию в этом вопросе. Это действительно выгодный повод, чтобы несколько дистанцироваться от достаточно устойчивого имиджа покровителя иранской ядерной программы", - считает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин.
Эксперт отметил, что речь может идти о корректировках скорее в вынужденном плане, но не о реальных действиях Москвы, которые могут создать напряженность в отношениях РФ с руководством Ирана.
"В последнее время Москва перешла из разряда посредников в разряд покровителей Ирана, и данный повод дает возможность России снова занять очень выгодную позицию, создать видимость нейтрального посредника между Западом, "шестеркой" и Ираном", - добавил он.
Говорить о возможном торге позиции Москвы по Ирану в обмен на какие-то преференции в сирийском конфликте также вряд ли целесообразно, продолжил эксперт.
"Это чисто внутренние, двусторонние разборки межу Ираном и Россией, которые не меняют общей ситуации и общего расклада сил", - заключил Шумилин.
Со своим коллегой согласен и специалист-эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. Он также сомневается в том, что Россия действительно пойдет на пересмотр своей позиции по Ирану.
"Мы не пересмотрим свою позицию по Ирану. Однозначно не верю. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Мы 10 лет заявляли о том, что если не будет найдено реальных доказательств военной составляющей иранской ядерной программы, мы не поддержим санкции и т.д. И вдруг мы это в одночасье изменим? Так не делается политика, и мы так не будем поступать", - заявил он.
Эксперт подчеркнул, что для России отказ от поддержки Ирана будет означать как серьезные имиджевые, так и экономические потери.
"В плане влияния в регионе говорить сложно. Мы уже значительно порастеряли свои позиции на Ближнем Востоке. Но с другой стороны есть Центральная Азия, где у нас с Ираном интересы пересекаются. Нам совершенно не нужен там лишний противник в лице Тегерана", - отметил он.
Комментируя заявления источников в Кремле и МИД РФ, которые цитируют СМИ, Демиденко отметил, что таким образом Москва посылает сигнал Ирану.
"Мы таким образом демонстрируем Ирану, что у нас силы, у нас есть рычаги управления ситуацией, у нас есть рычаги давления на Тегеран в частности", - заявил собеседник агентства.
Говоря о тяжбе в связи с контрактом по С-300, эксперт высказал мнение, что Россия и Иран сумеют договориться во внесудебном порядке.
"Договорятся в конечном итоге. Это не ключевой момент в наших с Ираном взаимоотношениях. Гораздо для нас важнее работа в Бушере (где Россия участвовала в строительстве АЭС), это перспектива быть допущенными к иранским газовым проектам", - считает он.
Москва опасалась того, что комплексы С-300, оказавшись на вооружении у Ирана, развяжут Ахмадинежаду руки в разработке ядерной бомбы, и поэтому отказалась поставлять их Тегерану, что было абсолютно правильным и своевременным шагом, полагает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. Россия таким образом помогла избежать вооруженного конфликта между Израилем и Ираном, уверен эксперт.
Он подчеркнул, что "Израиль не намерен сидеть и ждать, пока в один прекрасный день не объявят, что ночью были проведены подземные испытания иранской ядерной бомбы". А создать свое ядерное оружие Тегеран сможет уже года через два-три, считает Мирский.
"С-300 - это как раз тот тип ракет, который бы позволил сбивать израильские самолеты в случае их нападения на Иран. Значит, получив российские ракеты, Иран создал бы некий "зонтик" над своей территорией и ощутил бы некую безнаказанность. Совершенно ясно, что израильтяне поняли бы, что их военная операция в таком случае будет затруднена и Израиль принял бы решение нанести удар по Ирану до того, как российские ракеты там были бы установлены. В таком случае, сейчас там была бы уже война ", - объяснил он.
Мирский уточнил, что заявления иранского руководства относительно возможного создания ядерного оружия еще не означают, что в Тегеране на этот счет все уже решено. Эксперт высказал мнение, что для Ирана просто выгодно на сегодняшний день держать международное сообщество в напряжении, показывая всем, что в Тегеране, в случае необходимости, есть все условия для создания подобной бомбы.
Контракт на поставки Ирану комплексов ПВО С-300 был подписан в конце 2007 года. Россия должна была поставить пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300 ПМУ-1 на сумму около 800 миллионов долларов. Однако президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению четвертой санкционной резолюции СБ ООН в отношении Ирана (от 9 июня 2010 года), который предусматривал запрет на передачу Исламской Республике комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН. Помимо этого, различные резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность, приняли в одностороннем порядке ряд стран и организаций.