МЭР внесет законопроект о бизнес-омбудсмене в РФ в правительство к 1 октября - замминистра
20 августа 2012 года

Проект федерального закона о российском бизнес-омбудсмене будет разработан Минэкономразвития совместно с занимающим этот пост Борисом Титовым в ближайший месяц, сообщил агентству "Прайм" замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков.

"Мы вместе с коллегами сядем и напишем", - сказал замминистра.

Этот документ, заверил он, будет внесен в правительство в установленный срок - до 1 октября.

Беляков пояснил, что уже существует концепция этого закона, однако многие ее положения вызывают вопросы у министерства. "То, что они сделали проект - хорошо, что они подготовились", - сказал замминистра, однако заметил, что законопроект, разработанный аппаратом омбудсмена, возможно, и не будет принят за основу. "Это такой неформальный проект, мы там рабочую группу создаем, будем его обсуждать", - добавил замминистра.

В свою очередь, Борис Титов по итогам встречи с кандидатами на должности региональных омбудсменов в понедельник заявил журналистам, что текст законопроекта находится в высокой степени готовности.

"Консультации уже идут на разных уровнях, но мы вносим уже текст законопроекта", - сказал он. Концепция, уточнил Титов, уже была предварительно обсуждена.

"На базе этого написан текст законопроекта, который уже будет в начале сентября внесен через министерство экономического развития РФ в правительство, а с другой стороны - через главное правовое управление в Администрацию президента РФ", - заявил бизнес-омбудсмен.

ЗАМЕЧАНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

На совещании, где уполномоченный обсудил со своими коллегами формирующийся аппарат, Беляков предостерег федерального омбудсмена от излишней бюрократизации.

"Институт омбудсмена должен действовать таким образом, чтобы... быть очень активным при работе с заявителем, максимально неформальным, не забюрократизированным", - подчеркнул замминистра. Он также посоветовал оперативно реагировать на обращения заявителей, в том числе по электронной почте и создать электронную информационную систему, позволяющую следить за рассмотрением обращения.

Структура аппарата омбудсмена, которая, как предполагается, будет состоять из федерального и региональных ситуационных центров, включать центр "Бизнес против коррупции", комиссию по этике и систему отраслевых общественных омбудсменов, не должна затруднять обращения заявителей, также заметил замминистра.

"Его (заявителя - ред.) это, по большому счету, касаться не должно. Он к вам обратился за разрешением вопроса, он от вас должен и ответ получить", - сказал Беляков, обращаясь к Титову. Он также предложил реагировать на жалобы в однодневный срок, сообщая об их поступлении. В первый же день, по мнению замминистра, должны быть определены и привлечены к работе по жалобе "контрагенты" - местная или региональная администрация, федеральные органы исполнительной власти.

Опасения у замминистра вызвала предполагаемая функция омбудсмена по приостановлению действия нормативных актов, нарушающих права бизнесменов.

"Меня пугает функция по приостановлению действия нормативных актов, потому что у них есть такая особенность - они действуют на неопределенный круг лиц", - сказал Беляков. Тем самым, заметил он, может быть создан правовой вакуум, и целая группа отношений перестает регулироваться.

Отдельно замминистра предостерег омбудсмена от соблазна вмешиваться в работу судебной системы.

"Судебная система - вещь независимая, и давить на нее мы не можем", - сказал Беляков, призывая к осторожности в этом вопросе. "Как только мы для себя допустим возможность участвовать в деятельности судебной власти, в том числе в той части, которая касается исполнения судебных решений, это очень большие риски, связанные с тем, что нас будут жестко зажимать и ограничивать", - добавил он.