Белгородские власти реформируют систему подготовки учителей для современных школ
22 августа 2012 года

Областная программа совершенствования системы педагогического образования, разработанная в Белгородской области, в ближайшие годы должна повысить качество подготовки учителей, сделав упор на современные технологии и практическое применение навыков, сообщил на областной педконференции в среду начальник профильного департамента Юрий Коврижных.

По словам Коврижных, вся государственная поддержка сферы образования в последние несколько лет позволила значительно обновить материально-техническую базу школ, но проблемы остались, и связаны они в основном с качеством подготовки кадров, так как учителя по привычке занимаются "трансляцией суммы знаний", как их когда-то учили. А современные условия требуют совершенно нового похода в их работе. Есть и ряд других проблем.

"За последние пять лет число учителей в среднем образовании региона уменьшилось на 17 % и составило 11 787 специалистов. В настоящее время тенденция сокращения численности педагогических работников сохраняется. К сожалению, зреет еще одна тенденция - старение кадров. Количество учителей со стажем работы свыше 20 лет увеличилось и составляет 56,6%, до 13 % выросло число работающих пенсионеров", - заявил Коврижных, обратив внимание на то, что это характерно в основном для школ сельской местности.

Эту ситуацию, по мнению разработчиков программы, можно исправить. В настоящее время десять образовательных учреждений занимается подготовкой педагогических кадров в Белгородской области, в том числе педколледжи и институт повышения квалификации учителей. И, по мнению Коврижных, этого ресурса достаточно, чтобы решить проблему подготовки новых учителей.

Разработчики программы предлагают создать систему, которая будет готовить будущих учителей, начиная со школы. Для этого предлагается организовать педагогически ориентированные классы во всех районах области. Планируется также создать около 30 стажировочных площадок для работы студентов и педагогов разного уровня.

"Учитель сейчас не единственный носитель знаний, его основная задача заключается не в передаче суммы знаний, а в умении создавать систему деятельности и управлении ею. Для этого нужна подготовка во владении информационными, телекоммуникационными технологиями, значительно превышающие возможности учащихся", - отметил Коврижных, добавив, что для оснащения всех этих структур потребуется дополнительное финансирование.

Врио губернатора Белгородской области Евгений Савченко, присутствующий на конференции, отметил, что подготовка педагогов должна быть приоритетом региональной политики, а сам учитель должен быть современным и соответствовать требованиям, которые ему предъявляются.

Кроме того, Савченко предложил вовлекать в работу в школах не только выпускников педагогических вузов, а всех студентов, которые захотят стать учителями.

"Предлагается объявить конкурс для всех выпускников высших учебных заведений, и лучшие из них пойдут преподавать в школах", - отметил Савченко, выразив уверенность, что при таком подходе число специалистов высокого уровня в школах будет расти. По его словам, пока конкурс на педагогические специальности в учебных заведениях - один из самых низких, и идут туда те, кто получил низкий балл на экзаменах.

Глава региона добавил, что победитель конкурса, кроме рабочего места, сможет получить социальный пакет (решение жилищных проблем, льготы на ЖКХ). Кроме того, должна работать система повышения заработной платы. Только при таких условиях получится исправить негативные процессы в системе образования.

В ближайшее время разработчики проекта выставят программу для всеобщего обсуждения на специальном ресурсе "Народная экспертиза" и примут ее после внесения всех корректировок.