АНАЛИЗ - "Кризисный" бюджет: тратить больше, чем зарабатывать
20 августа 2012 года

Минфин России еще работает над альтернативным вариантом бюджета на случай кризиса в 2013 году, а эксперты уже строят предположения о том, что же подвергнется изменениям в финансовом плане страны, если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, а экономика и население будут нуждаться в экстренной помощи государства.

По мнению экспертов, опрошенных агентством "Прайм", правительству, как и в 2008-2009 годах, придется распечатать кубышку и увеличить расходы вместо того, чтобы ужаться в аппетитах и затянуть пояса. Дефицит бюджета в кризисный год прогнозируется на уровне 1,5-2% ВВП, а рост расходов - на 1,5-2 триллиона рублей к уже запланированному. Покрывать расходы придется из старых запасов суверенных фондов, потому что дешево занимать будет не у кого.

РЕЗАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Когда говорят о наступлении тяжелых времен, первое, что приходит в голову, это сокращение излишних трат, однако как показывает практика, власти весьма ограничены в бюджетных маневрах. Тем не менее эксперты считают, что правительству уже сейчас необходимо задуматься над тем, как распределить бюджетные расходы по группам риска и какие из них попадают под секвестр в связи с волатильностью нефтяных цен.

"Чтобы жить по средствам, надо еще иметь эти средства. Бюджетная политика построена так, что на угрозу роста его дефицита государство отвечает в первую очередь усилением налогового бремени. Вот и сейчас ожидается увеличение НДПИ на газ. Между тем гораздо важнее оптимизировать расходы федерального бюджета уже на стадии его формирования", - сказал начальник департамента "Газпром нефти" Руслан Никколов на заседании экспертно-консультативной группы Счетной палаты РФ по бюджетной политике.

Зампред правления Сбербанка Белла Златкис считает вероятным замораживание или секвестр ряда бюджетных расходов уже в случае проседания цены на нефть ниже прогнозных 97 долларов за баррель в 2013 году.

Другая группа экспертов-пессимистов единодушна во мнении, что сократить расходы Минфину не удастся даже в условиях "жесткого кризиса".

По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, расходы по приоритетным направлениям будут расти, несмотря ни на какой кризис, а если и ожидать снижения, то по расходам на национальную экономику. "Минфин сейчас обязан действовать в русле бюджетного послания, которое никто не отменял", - сказал он агентству "Прайм".

Надо учитывать и то, отметил эксперт, что Минфину приходится противостоять мощному натиску со стороны других министерств и ведомств, которые, понимая, что ухудшения экономической ситуации избежать не удастся, просят увеличить им расходы. "И противостоять такому натиску очень сложно. Также деньги будут просить крупные компании для завершения объектов к саммитам, для организации высокоскоростного сообщения к чемпионату мира по футболу и так далее", - пояснил Николаев.

Нельзя говорить о секвестре как об антикризисной возможности, считает советник Института современного развития Никита Масленников. "Конечно, можно говорить о перераспределении расходов: те же оборонные расходы могут быть растянуты, а вот индексация пенсий и зарплат - нет", - добавляет он.

Согласно данным Минфина, несеквестируемые статьи бюджета составляют порядка 90% всех расходов, напомнил доктор экономических наук, председатель экспертного совета "ОПОРЫ России" Никита Кричевский.

ЖИЗНЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ

Самым вероятным вариантом развития событий в кризис эксперты называют не секвестр, а наоборот, рост расходов бюджета. Однако сказать, насколько могут увеличиться расходы в 2013 году, сейчас достаточно трудно, отмечают они. Так, Масленников уверен, что прежде чем считать "кризисные" расходы, необходимо решить, что же считать антикризисными мерами.

"Вопрос в том, какие меры госполитики рассматривать как антикризисные, это существенный вопрос. Нам надо иметь несколько сценариев антикризисных действий. Первый - реакция на краткосрочный срок, который, как показывает практика, продлится два квартала", - говорит он.

Минфин исходит из того, что такой мерой в первую очередь станет индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетникам, поскольку инфляция может составить больше 10%, если кризисные явления проявятся в полную силу.

"В число этих мер могут войти также госгарантии предприятиям, субсидирование процентной ставки, нельзя исключать и определенного налогового пакета, я имею в виду отсрочки по выплате налогов, льготы, возможно и временное снижение ставок", - добавил Масленников.

Он уточнил, что возникает вопрос, что делать с госинвестициями. "Минэкономразвития считает их классической антикризисной мерой, а Минфин полагает, что это не такие расходы, которые могут помочь в период краткосрочного шока", - сказал он.

Нужно проводить экономную антикризисную программу сверх компенсации потерь, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. "Что потребует дополнительных расходов, трудно судить заранее, но наиболее ответственный участок - это финансовая система, ее нужно защищать в первую очередь", - отмечает он.

Вместе с тем Гурвич придерживается той точки зрения, что без поддержки инвестиционного спроса силами государства не обойтись. "Очень сильно падают инвестиции в период кризиса, соответственно здесь может понадобиться поддержка инвестиционного спроса и компенсация сокращения кредитования, которое часто возникает", - говорит он.

Соответственно даже в варианте эконом-класса антикризисные траты в 2013 году могут составить 1,5-2 триллиона рублей, подсчитали эксперты. Есть, конечно, и более радикальные взгляды. "Надо определиться, с чем имеем дело и чему собираемся противостоять. Это может быть и полтриллиона рублей, и три триллиона. А если учитывать средства, выделяемые на поддержку финансовой системы, то получается запредельная сумма в 5-6 триллионов рублей", - подсчитал Масленников.

Фактически в потенциальный пакет антикризисных мер-2013 аналитики включили все, что было опробовано в кризис 2008-2009 годов. Единственной мерой, которую не стоит применять, Гурвич назвал попытку поддерживать котировки российских компаний. "Я думаю, что не стоит этого делать снова, и я не думаю, что это будут делать", - сказал он.

ЧЕМ ПРИКРЫТЬСЯ?

На вопрос, откуда взять деньги на роскошную жизнь без снижения расходов во время кризиса, аналитики ответили примерно как герои известного анекдота: "Из тумбочки". Сложнее было определиться с тем, кто эти деньги в тумбочки, то есть в суверенные фонды, положит и хватит ли их на новую волну кризиса.

По мнению Масленникова, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния должно хватить на покрытие возможных "кризисных" трат.

"Недобор нефтегазовых доходов будет компенсироваться средствами Резервного фонда, я думаю, их на это вполне хватит. Я думаю, что у нас есть возможности, в зависимости от глубины падения их хватит по меньшей мере на год, но вероятно и больше", - подсчитал в свою очередь Гурвич.

Вторым источником могут стать заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке. "Существует механизм бюджетных заимствований, он, на мой взгляд, может быть применен, но в крайнем случае. И несмотря на то, что общая сумма заимствований планируется к 2015 году на уровне 1,7 триллиона рублей, практика предыдущих лет показывает, что в полном объеме эти средства не занимались на рынках", - говорит Кричевский.

В то же время многие экономисты скептически смотрят на этот источник, напоминая, что кризис - не самое лучшее время для наращивания долгов. Тем более, что кризис, как и предыдущий, будет глобальным, а значит останется ничтожно мало инвесторов, дающих кризисным экономикам дешевые средства. "Дефицит будет больше, будут расти заимствования. Но на каких рынках можно будет занять, сказать сложно", - отметил Николаев.

"Окно заимствований, возможно, уже закрывается", - считает Златкис.

Есть, впрочем, и другие предложения по покрытию расходов бюджета. "Один доллар снижения цены на нефть - это 60 миллиардов недопоступления в федеральный бюджет. Если цена с 90 долларов упадет до 60, это значит 1,8 триллиона рублей. Это совершенно спокойно гасится, хотя бы за счет отмены практики возврата экспортного НДС. По итогам прошлого года объем возврата НДС при экспорте составил 1,264 триллиона рублей. Ничего катастрофического не произойдет в любом случае. Я в этом уверен, потому что я экономист, я этим занимаюсь четверть века", - отмечает Кричевский.