Неспособность СБ ООН договориться по Сирии была ожидаема
19 июля 2012 года
Итоги обсуждения в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии, окончившегося ничем, были предсказуемы, считает директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.
По Сирии в СБ ООН имелись два проекта резолюций: российский - с предложением продлить на три месяца мандат наблюдателей в надежде на политический процесс, и западный - с угрозой санкций.
В четверг Россия и Китай, воспользовавшись правом вето, заблокировали принятие в СБ ООН западного проекта резолюции по урегулированию сирийского конфликта. Российский же проект резолюции был снят с голосования, поскольку представители МИД РФ сочли "продолжение конфронтации в СБ ООН бессмысленным и контрпродуктивным".
Как сообщило затем агентство Рейтер со ссылкой на дипломатический источник, новый проект резолюции по продлению миссии наблюдателей в Сирии на 30 дней намерена разработать Великобритания.
"Итоги ожидаемы", - сказал Ознобищев в четверг , отметив, что и Россия, и Запад занимают по сирийскому вопросу тупиковые позиции и до сих пор не склонны искать компромиссный путь.
"Наша позиция абсолютно тупиковая, в том смысле, что диалога хоть сколько-нибудь конструктивного там (в Сирии) быть не может, а может быть только медленная сдача нынешнего сирийского лидера. Силовое решение - тоже абсолютно путь в тупик. Все это крайне грустно, потому что мы уже не сможем сохранить, скорее всего, Сирию как стабильное для внешнего мира государство", - заметил аналитик.
Впрочем, как полагает эксперт, даже если обе стороны в ближайшее время придут к некоему компромиссному варианту резолюции (эксперт не исключает, что такой проект резолюции может предложить Великобритания), реального влияния на Ситуацию в Сирии это уже не окажет.
"Что такое компромисс? Компромисс значит, что надо выполнять все решения Женевской конференции, план ООН... Но, видите, все это ни к чему все равно не приводит, все запоздало. Если бы это было раньше, тогда бы это, может быть сработало, а сейчас не срабатывает. Дискуссия идет по ситуациям, которые уже проиграны, и резолюция эта все равно не будет результативной", - считает он.
Говоря о возможности продления мандата миссии ООН в Сирии и ее расширения, Ознобищев заметил, что даже если это произойдет, это тоже вряд ли поможет переломить ход сирийского конфликта.
О том, что Запад мог бы рассмотреть техническое продление миссии наблюдателей ООН в Сирии, только если изменятся условия для их работы, заявила в четверг постпред США при ООН Сьюзен Райс. Она пояснила, что речь идет о необходимости прекращения огня.
Российский эксперт перспектив для создания указанных Райс условий для работы миссии не видит.
"Кто там может обеспечить безопасность наблюдателям, когда там никто ничего не контролирует: ни проправительственные, ни антиправительственные силы. Ну, обстреляют этих наблюдателей, не дай Бог, кого-нибудь убьют... Вот и все, сейчас ни к чему это не приведет", - заключил эксперт.
В Сирии более года не прекращаются антиправительственные протесты, переросшие в вооруженную борьбу оппозиции с формированиями силовых структур страны. Сирийские власти заявляют, что им противостоят хорошо вооруженные боевики. Сообщения о новых вооруженных инцидентах и жертвах поступают регулярно, несмотря на то, что с середины апреля, в соответствии с планом спецпредставителя ООН Кофи Аннана, в стране объявлено перемирие, за соблюдением которого призваны следить наблюдатели ООН.
Миссия наблюдателей была развернута в Сирии в конце мая и ее численность достигла 300 человек. Срок их пребывания в стране заканчивается в ночь на 21 июля.
Москва и Пекин уже в третий раз блокируют принятие резолюций с угрозой санкций против Сирии - ранее это происходило в октябре прошлого года и в феврале нынешнего.
РФ неоднократно заявляла, что не допустит в отношении Сирии ливийского сценария, полагая, что сирийцы сами должны решить судьбу своей страны без внешнего вмешательства и в рамках широкого политического диалога.
По словам председателя СБ ООН Нестора Осорио, в сирийском конфликте, начавшемся в марте 2011 года, погибло уже около 16 тысяч человек. Ситуация в этой стране уже не позволяет влиять на власти или оппозицию, и одна резолюция не поможет решению проблемы, отметил он.