Эксперты считают бесперспективной попытку бойкотировать закон об НКО
24 июля 2012 года

Эксперты, опрошенные , считают бесперспективной попытку ряда НКО бойкотировать закон о статусе "иностранных агентов" и советуют им разобраться, как сложится правоприменительная практика, а также направлять запросы в Минюст, уточняя, какие из их проектов попадают под действие закона.

Новый закон о статусе "иностранного агента" для НКО, финансируемых из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью, был подписан президентом 20 июля и вступит в силу через 120 дней.

Ранее две крупнейшие российские правозащитные организации - "За права человека" и "Мемориал" - заявили, что не будут регистрироваться в качестве иностранных агентов, при этом отказываться от иностранных грантов они тоже не собираются. Такой же позиции придерживается и ассоциация "Голос". В свою очередь, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сказала, что ее организация готова отказаться от иностранных грантов, но ни при каких условиях не будет регистрироваться как агент иностранного государства.

ДЕЛО В ТЕРМИНОЛОГИИ

"Попытка политического бойкота еще не вступившего в силу закона, мне кажется, не имеет большой перспективы", - сказал президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов.

По его мнению, для правозащитников было бы разумным понять, как сложится правоприменительная практика по этому закону, а также направлять запросы в Минюст по поводу того, какие из их проектов носят характер политической деятельности и соответственно попадают под действие закона, а какие нет.

"Мне не кажется, что закон в принципе изначально носит какой-то тотально-репрессивный характер. Он не носит запретительного характера. Он усложняет несколько деятельность НКО, получающих зарубежное финансирование - в смысле того, что усложняет отчетность, увеличивает ответственность за нарушения. Но главные копья ломаются не вокруг этого, а вокруг какой-то терминологической коллизии, связанной с регистрацией в качестве иностранного агента", - отметил Ремизов.

Эксперт высказал мнение, что если бы было предложено более мягкое выражение, то проблем вообще бы могло не возникнуть.

"Но и это выражение в некоторых случаях не вызывает вопросов, потому что по крайней мере некоторые из организаций, которые сегодня говорят о бойкоте законопроекта, в определенные периоды своей деятельности, вольно или невольно, но выступали носителями основных интересов, совпадающих с интересами зарубежных государств", - добавил политолог.

ЗАКОНЫ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ

Лидер движения "Антипроизвол" адвокат Леонид Ольшанский напомнил, что закон не запрещает заниматься правозащитной деятельностью, как и получать финансирование из-за рубежа.

"Вы только должны перед обществом отчитаться, откуда берете деньги. И каждый правозащитник, каждая организация правозащитная вправе определиться: или она берет деньги из-за рубежа, или не берет", - отметил он.

"Закон любой, если он принят парламентом и подписан президентом, все обязаны его выполнять. За невыполнение любого закона есть санкции, где-то административные, где-то уголовные, это отдельный разговор", - добавил Ольшанский.

Согласно закону, любая НКО, отвечающая двум признакам - финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих НКО будет действовать иной правовой режим, чем для обычных НКО - предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки. За несоблюдение закона предусматривается уголовная ответственность - до четырех лет лишения свободы.

"Я думаю, что незарегистрированными останутся единицы", - полагает Ольшанский.

Председатель Московского областного союза Юристов Сергей Смирнов раскритиковал позицию правозащитников, заявивших о том, что не будут исполнять нормы нового закона.

"Вы правозащитники, вы должны добиваться исполнения законов, вступать в диалог с властью, убеждать, показывать, что не так, а не вести такую пропаганду нигилизма", - сказал Смирнов.

Он отметил, что считает закон своевременным, так как сейчас, по его мнению, "целенаправленно идет внедрение из-за границы своих ценностей".