Дело Сергея Магнитского
2 июля 2012 года
Отказ властей Великобритании и адвокатов гендиректора инвестфонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, проходящего по одному делу с экс-аудитором Сергеем Магнитским, передать ему уведомление об уголовном преследовании в России не мешает довести дело до суда, сообщает Следственный департамент МВД РФ.
Ниже приводится справочная информация о деле Сергея Магнитского
Управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan, налоговый и юридический консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский был задержан оперативниками управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы 24 ноября 2008 года. В тот же день Следственный комитет при прокуратуре РФ предъявил Магнитскому в рамках уголовного дела Hermitage обвинение в соучастии в уклонении от уплаты налогов с организации. 26 ноября решением Тверского суда Москвы Сергей Магнитский был арестован.
Hermitage Capital Management - британский инвестиционный фонд, специализирующийся на российском рынке. В начале 2000-х годов являлся одним из крупнейших на инвестиционном рынке России. Hermitage был одним из клиентов компании Firestone Duncan, которая предоставляет юридические услуги в области налогов, аудита и бухгалтерского дела.
Российские правоохранительные органы обвинили фонд в неуплате 4 миллиардов рублей налогов. Летом 2007 года следствие провело первые обыски в Hermitage Capital и связанных с ним структурах. Глава фонда Уильям Браудер утверждал, что Hermitage Capital вскрыл в России коррупционную аферу века - уплаченные фондом 5,4 миллиарда рублей налогов украли рейдеры.
Магнитский обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 3,5 ст. 33, ч.2 ст. 199 (Организация и пособничество в уклонении от уплаты налогов с организации группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере) УК РФ.
По информации СК, в ходе расследования было установлено, что Магнитский создал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя ООО "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс", зарегистрированные в Республике Калмыкия и находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital. В этих компаниях якобы работали инвалиды, что позволяло получить 50-процентную льготу по уплате налогов. В результате таких действий в бюджет Российской Федерации не поступило более 500 миллионов рублей.
Браудеру обвинение предъявлено заочно - он не бывал в России с 2005 года.
Магнитский в течение 11 месяцев находился в СИЗО "Бутырка".
16 ноября 2009 года управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина".
Генпрокуратура сообщала, что, по предварительным данным, смерть 37-летнего аудитора наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. Однако адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов заявлял, что его подзащитному был поставлен предварительный диагноз "токсикологический шок и панкреонекроз", а неоднократные просьбы провести медицинское обследование, чтобы установить, может ли юрист находиться в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья, оставались без ответа. В Следственном комитете при МВД РФ утверждали, что Магнитский никогда не жаловался на здоровье.
В пресс-релизе фонда Hermitage Capital Management, распространенном после смерти аудитора, утверждалось, что с 2007 года Магнитский защищал интересы фонда Hermitage и банка HSBC в связи с совершением против них мошеннических действий, в которые был вовлечен ряд коррумпированных чиновников.
"В ходе расследования мошенничества Сергей Магнитский дал обличающие показания о вовлечении ряда сотрудников правоохранительных органов в осуществление мошенничества, связанного с хищением компаний фонда, приведшего в последующем к хищению бюджетных средств в размере 5,4 миллиарда рублей. Вскоре после этого Сергей Магнитский был арестован группой тех же сотрудников МВД", - заявлял фонд.
Смерть Магнитского вызвала большой общественный резонанс.
Озабоченность обстоятельствами этой трагедии от имени правозащитников выразила председатель Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова.
24 ноября 2009 года стало известно, что президент России Дмитрий Медведев дал поручение Генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову провести расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского. В тот же день Следственный комитет при прокуратуре (СКП) сообщил, что следственные органы СКП РФ по Москве возбудили уголовное дело по факту смерти 16 ноября в СИЗО Магнитского. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК РФ (халатность).
После смерти Магнитского последовали отставки ряда высокопоставленных сотрудников тюремного ведомства.
В частности, в декабре 2009 года от должностей были освобождены начальники управления ФСИН по Москве Владимир Давыдов, управления службы по Московской области Петр Посмаков, управления оперативно-технических и поисковых мероприятий ФСИН генерал-майор Игорь Бачурин. Кроме того, освобождены от должности еще 15 высших руководителей ФСИН.
К дисциплинарной ответственности также привлечены заместители начальника управления ФСИН по Москве, а начальник второго следственного изолятора ("Бутырка") Вадим Магомедов освобожден от занимаемой должности.
В связи с общественным резонансом дела по поручению президента России в генеральной прокуратуре была создана группа прокуроров для надзора за расследованием так называемого "дела Магнитского".
4 июля 2011 года официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что, по результатам очередного судебно-медицинского исследования, смерть Магнитского связана с неоказанием ему своевременной медпомощи.
Собственное расследование этого дела по поручению президента Медведева проводил также президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека.
6 июля 2011 года президентский Совет по правам человека представил главе государства свой промежуточный доклад по делу Магнитского. В промежуточном заключении Совета говорится, что Магнитскому в следственном изоляторе не оказывалась медицинская помощь, а его смерть, возможно, наступила в результате избиения.
При этом, по версии правозащитников, дело юриста расследовалось незаконным составом следственной группы - в расследовании участвовали люди, которых Магнитский обвинял в причастности к преступлению. Кроме того, президентский Совет усмотрел процессуальные нарушения при заключении Магнитского под стражу.
18 июля 2011 года стало известно, что Следственный комитет (СК) РФ по факту смерти Сергея Магнитского возбудил уголовное дело в отношении двух экс-сотрудников СИЗО №2 ("Бутырка") Ларисы Литвиновой и Дмитрия Кратова.
В действиях Литвиновой, которая была лечащим врачом Магнитского, усматриваются признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Бывший заместитель начальника СИЗО и непосредственный начальник Литвиновой Дмитрий Кратов подозревается в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека (часть 2 статьи 293 УК РФ).
Уголовное преследование Магнитского изначально было прекращено следственным департаментом МВД по нереабилитирующим обстоятельствам - в связи со смертью обвиняемого.
В августе 2011 года генеральная прокуратура РФ отменила постановление о прекращении уголовного дела против Магнитского в связи с решением Конституционного суда от 14 июля 2011 года. Согласно прецедентному решению, следствие и суды больше не могут прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемых и обвиняемых без согласия их родственников.
Как разъясняли в следственном департаменте МВД РФ, следователи установят полный список близких родственников Магнитского для выяснения их мнения, с этой целью будет продлеваться срок следствия по данному уголовному делу.
28 ноября 2011 года стало известно, что инвестиционный фонд Hermitage Capital опубликовал 100-страничный доклад "Пытки и убийство Магнитского. Сокрытие правды государственными органами". Доклад, представленный совету по правам человека при президенте РФ, содержит документы, свидетельствующие об отказах со стороны всех государственных ведомств в жалобах Сергея Магнитского на протяжении года его содержания под стражей, и последующем сокрытии этих жалоб и роли этих ведомств в лишении его свободы, здоровья и жизни.
По сообщению фонда, доклад основан на официальных документах, судебных материалах и публичных заявлениях, приводит полные тексты жалоб Сергея Магнитского на неоказание медицинской помощи и отказы государственных органов в его жалобах.
Отчет о деле Магнитского направлен членам совета по правам человека при президенте РФ, в парламенты США, Канады и стран Евросоюза.
В апреле 2012 года Останкинский суд Москвы признал законным отказ начальника следственной части МВД по Центральному федеральному округу в отводе следователя Бориса Кибиса, расследующего уголовное дело в отношении умершего в СИЗО Магнитского, посчитав Кибиса заинтересованным лицом. Адвокатов не устроил факт совместной работы Кибиса со следователем, который отказал Магнитскому в медицинской помощи. Изучив материалы дела, суд оставил данную жалобу без удовлетворения, так как не нашел фактов, подтверждающих доводы заявителя.
В июне 2012 года мать Магнитского обратилась к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой переквалифицировать обвинение, предъявленное бывшему заместителю начальника "Бутырки" Дмитрию Кратову, с халатности на истязание. Комментариев от Генпрокуратуры получено не было.
За делом Магнитского пристально следят власти США и Евросоюза.
В октябре 2010 года в конгресс США был внесен законопроект, предусматривающий запрет на въезд в страну и введение экономических санкций в отношении ряда российских чиновников, имевших отношение к делу юриста.
Российский МИД заявил, что предложение ввести санкции против российских чиновников в связи с делом Магнитского "выходит за рамки элементарных норм приличия" и ставит под удар сотрудничество силовых структур двух стран.
Несмотря на жесткую реакцию РФ, в апреле 2011 года список лиц, в отношении которых Соединенными Штатами предлагалось ввести санкции, был расширен.
В декабре 2010 года депутаты Европарламента одобрили рекомендацию членам ЕС заморозить активы 60 российских чиновников, предположительно причастных к смерти юриста.
В июле 2011 года госдепартамент США ввел визовые санкции в отношении российских чиновников, якобы имеющих отношение к делу Магнитского. Ведомство отказалось назвать имена людей, которым отказано в визах. По данным газеты Washington Post, в "черный список" внесены около 60 фамилий. Госдеп пояснил, что это решение было принято в рамках программы визовых санкций в отношении нарушителей прав человека по всему миру.
В начале ноября 2011 года МИД РФ заявил о введении аналогичного списка ряда чиновников США. Замглавы ведомства Сергей Рябков сказал, что в него включены 11 человек, в основном люди, причастные к работе тюрем в Гуантанамо.
В июне 2012 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что Россия примет ответные меры по ограничению на въезд граждан США, если американский конгресс примет закон о введении визовых санкций в отношении российских чиновников, якобы причастных к гибели Магнитского.
7 июня 2012 года Международный комитет палаты представителей утвердил свой вариант законопроекта о визовых санкциях.
26 июня 2012 года законопроект одобрил Международный комитет сената конгресса США.
Автором одобренного в сенате конгресса США законопроекта о "списке Магнитского" является Бенджамин Кардин. Его законопроект во многом совпадает с законопроектом, одобренным палатой представителей, автором которого является Джеймс Макговерн. Однако законопроект палаты представителей касается исключительно России, тогда как сенатский может применяться и к другим странам.
Каждому из документов предстоит пройти голосование палатами в полном составе, после чего, в случае одобрения, будет составлен единый законопроект, который в итоге отправится на подпись к президенту США Бараку Обаме.
Рассмотрение законопроектов о "списке Магнитского" существенно затормозило принятие законопроекта о восстановлении нормальных торговых отношений с РФ. Многие конгрессмены и сенаторы настаивают на одновременном принятии двух законопроектов, тогда как администрация США просит парламентариев рассматривать их по отдельности.