Встреча "шестерки" международных посредников с представителем Ирана пройдёт в Москве
18 июня 2012 года
Встреча высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили при участии политдиректоров "шестерки" международных посредников по иранской ядерной программе открывается в понедельник в Москве.
Российская сторона ждет от переговоров позитивных результатов, Запад не исключает, что в случае провала московского раунда вопрос будет решаться уже силовым путем, а сам Иран ждет от мирового сообщества признания его права на ядерные технологии и обогащение урана. В свою очередь, эксперты уверены, что по итогам общения в Москве стороны останутся на тех же позициях.
Как ожидается, участники московской встречи в течение двух дней будут обсуждать варианты решения ядерной программы Ирана. После окончания дискуссии во вторник Эштон и Джалили проведут две раздельные пресс-конференции. При этом на все время московского раунда переговоров в здании министерства иностранных дел РФ для российских и иностранных журналистов откроется пресс-центр, оснащенный доступом в интернет, где будет организована прямая трансляция начала переговоров.
ДЛИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Переговоры в Москве "шестерки" (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай и Германия) международных посредников с представителями Тегерана по иранской ядерной программе уже третьи за последние пару месяцев. На предыдущих раундах в Стамбуле 14 апреля и 23-24 мая в Багдаде прорывных результатов добиться не удалось, однако для многих экспертов возобновление переговоров сторон после 13-месячного перерыва уже оказалось большим достижением.
Близкие к этому переговорному процессу дипломаты также отмечают, что по сравнению с прошлогодними провальными встречами на нынешних раундах значительно изменилась и тематика бесед. Теперь стороны практически все время тратят на разговоры по сути вопроса, а не обсуждают абстрактные перспективы. Однако результаты международных встреч по-прежнему пока далеки от желаемых.
Так, в Багдаде "шестерка" представила Тегерану свои варианты урегулирования иранской ядерной проблемы. Эти предложения основываются на так называемом "пошаговом" плане главы МИД России Сергея Лаврова, принцип которого заключается в "поэтапности и взаимности" - когда с Ирана снимается ряд ограничений в ответ на выполнение Тегераном определенных требований "шестерки". В ответ Иран выдвинул контрпредложение, состоящее из пяти пунктов и основанное на Договоре о нераспространении ядерного оружия, а также принципах пошагового подхода и взаимности.
Но стороны так и не смогли договориться, а иранские делегаты отмечали "тяжелую атмосферу", царящую на переговорах в Багдаде. Единственным результатом встречи в конце мая стало объявление о новом раунде диалога, который пройдет в эти дни в Москве.
Переговорам в Багдаде "шестерки" и представителей Ирана предшествовал визит в Тегеран генерального директора МАГАТЭ Юкия Амано, после которого стало известно, что Иран и МАГАТЭ в ближайшее время подпишут соглашение о проведении проверок на иранских атомных объектах. Российские и китайские дипломаты, свою очередь, провели ряд двусторонних встреч, отдельно с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и секретарем Высшего Совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили.
Накануне московского раунда делегации также организовали целую серию двусторонних дискуссий. Так, в Страсбурге 11 июня политдиректора "шестерки" встретились с Кэтрин Эштон. Спустя двое суток глава МИД России Сергей Лавров обсудил сложившуюся ситуацию с руководством Ирана в Тегеране и лично пообщался с главным иранским переговорщиком Саидом Джалили. В четверг, уже в Москве, посла Ирана принял заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Несмотря на то, что все делегации перед встречей в Москве приняли решение воздержаться от комментариев в СМИ о предстоящих переговорах, ряд заявлений от представителей стран "шестерки" все же попали в прессу.
Международная "шестерка" по Ирану намерена выработать и предложить Тегерану четкую схему дальнейшего сотрудничества, главными условиями которой станет полный отказ от ядерной программы и возможность проверок выполнения условий этой схемы, заявила на прошлой неделе госсекретарь США Хиллари Клинтон.
"Компромисс, который предлагает "шестерка", состоит в полном отказе Ирана, если его интересует дипломатическое решение проблемы, от всех ядерных программ, а также в выработке предельно строгой "дорожной карты", предполагающей проверки", - отметила Клинтон, выступая во вторник в вашингтонском Брукингском институте.
Москва же рассчитывает на конструктивное обсуждение уже готового рабочего документа, одобренного на прошлой встрече экспертов в Багдаде, сообщил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров.
"У нас единое мнение в том, что переговоры в этом формате ("шестерки") необходимо продолжать. В этих рамках уже наработан достаточно серьезный массив идей и предложений, которые могут реализовываться путем применения принципов поэтапности и взаимности", - сказал он. "Именно на такой основе был подготовлен очередной рабочий документ, который Группа "5 плюс 1" в Багдаде передала иракской стороне, и результативное и продуктивное рассмотрение которого мы планируем провести на московской встрече", - указал Лавров.
Россия провела фундаментальную подготовку к встрече "шестерки" по иранской ядерной программе, стороны переговоров придерживаются достигнутых в Багдаде пониманий, отметил, со своей стороны, замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
"Есть основания полагать, что в Москве будет сделан следующий шаг, России важно обеспечить, чтобы переговорный процесс продолжился, мы заинтересованы, чтобы последовали встречи в других точках, мы заинтересованы, чтобы паузы не затягивались", - сообщил Рябков журналистам в пятницу.
В свою очередь секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили в интервью телеканалу RT на прошлой неделе заявил, что в Тегеране ожидают от международного сообщества официального признания права Ирана на ядерные технологии, включая обогащение урана.
По его мнению, чтобы переговоры в Москве стали успешными, в промежутке между ними необходимо проводить встречи заместителей и экспертов, которые формулировали бы вопросы для обсуждения на очередном раунде переговоров.
"Мы заявили о такой своей готовности уже на следующий же день после переговоров в Багдаде. Я сожалею, но сегодня со дня тех переговоров прошло уже больше двух недель, а противоположная сторона еще не объявила о своей готовности провести переговоры экспертов, о готовности организовать встречу заместителей, чтобы подготовиться к Москве, подготовить повестку дня переговоров", - отметил Джалили.
САНКЦИИ: КАК КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?
Московский раунд переговоров должен стать очередной ступенью в длительном процессе урегулирования иранской ядерной проблемы, однако вне зависимости от исхода встречи в отношении Тегерана будет принят новый пакет санкций со стороны западных стран.
Москва не раз подчеркивала, что решение иранской ядерной проблемы возможно исключительно политико-дипломатическим путем, на основе взаимного уважения и принципов поэтапности и взаимности. Такой подход был предложен главой МИД РФ Сергеем Лавровым в июле 2011 года и теперь используется "шестеркой" на переговорах с Ираном.
Однако на Западе полагают, что лишь ужесточение санкций в отношении Ирана служит единственным стимулом для Тегерана продолжать переговоры с "шестеркой".
Россия же выступает категорически против новых ограничений для Ирана, отмечая, что санкции не только исчерпали себя, но в данном случае даже наносят вред мирному урегулированию. Более того, по данным российских специалистов, после введения западными странами ряда ограничений, Иран не только не снизил интенсивность развития своей ядерной программы, но продолжил нарабатывать ядерный материал и обучение собственных специалистов ядерным технологиям. И новые санкции могут лишь усугубить ситуацию.
Тем не менее, ряд односторонних санкций все же будет принят. Поводом для таких мер стал доклад МАГАТЭ, обнародованный в прошлом году. В нем говорилось, что Иран до 2003 года вел работы по созданию ядерного оружия и что эти работы могут продолжаться до сих пор. В результате Евросоюз с начала года принял решение о введении в отношении Ирана нефтяного эмбарго, которое начнет действовать в полную силу с 1 июля. Еще раньше - с 28 июня - в США вступит в силу закон, запрещающий иностранным компаниям, сотрудничающим с Центробанком Ирана, работать на американском рынке.
Помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил в воскресенье, что решение США нанесет удар отношениям Москвы и Вашингтона, так как может задеть российские компании, работающие в Иране.
"Принципиальный для нас момент - недопустимость односторонних антииранских санкций США, противоречащих международному праву и затрагивающих третьи страны. Если под них начнут подпадать российские компании и банки, это нанесет удар по двусторонним отношениям и перспективам нашего взаимодействия по международным делам", - сказал Ушаков журналистам в преддверии саммита G20, "на полях" которого пройдет встреча лидеров России и США Владимира Путина и Барака Обамы.
При этом он отметил, что Россия разделяет стремление не допустить распространения оружия массового уничтожения, но при безусловном признании права Ирана на развитие атомной энергетики. "Считаем, что иранцам важно продемонстрировать реальные позитивные стимулы, чтобы подвигнуть к отказу от обогащения урана и его вывозу за пределы страны", - сказал представитель Кремля.
ЭКСПЕРТ: САНКЦИЯМИ ЗАПАД РАСШАТЫВАЕТ ИРАНСКИЙ РЕЖИМ
Москве раунд "шестерки" по Ирану вряд ли станет прорывным, полагает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Владимир Сажин.
"Не думаю, что будут прорывные решения. Будут переговоры о 20% (работах Ирана по обогащению урана до 20-процентного уровня), о том, какие санкции снимать, а какие не снимать, а потом будет решение провести еще одну встречу, например, где-нибудь в Бразилии", - сказал он.
Сажин указал на то, что всех участников "шестерки" и Иран сегодня устраивает промедление в переговорном процессе, но главное, чтобы он не прерывался.
Мнение своего коллеги разделяет и эксперт Институт стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. По его словам, московская встреча "закончится тем же, чем заканчивались десятки подобных встреч до этого в разных странах мира - она не даст абсолютно ничего". При этом все стороны останутся при своем мнении.
"Россия будет заявлять, что Иран имеет право на мирный атом, Иран будет заявлять то же самое. Запад будет высказывать подозрения в том, что Иран разрабатывает ядерное оружие, при этом не предъявляя абсолютно никаких доказательств. И все так и останется", - полагает эксперт.
Говоря о возможности военного решения проблемы в случае провала переговоров в Москве, Демиденко подчеркнул, что "такие заявления делаются перед каждой встречей".
"Военный вариант решения иранского вопроса пока исключен в принципе. Во-первых, если мы говорим о масштабной военной акции, она сейчас неосуществима потому, что США на нее не решатся. Локальная военно-воздушная акция, скорее всего, тоже неосуществима", - сказал он. Эксперт уверен, что повторить разрушение объектов ядерной программы Тегерана по примеру Ирака столь же быстро не получится - не те масштабы.
Демиденко подчеркнул, что в настоящий момент "западные страны взяли курс на расшатывание режима", а не на его моментальное свержение путем силовой акции.
"Подтачивать его будут по экономическому, культурному, внешнеполитическому направлениям, усиливать международную блокаду и т.д. Взят курс, выбрана стратегия на долгие годы и этой линии Запад будет придерживаться. Все остальное укладывается в рамки этой линии. В том числе информационная война", - отметил он.
Эксперт уверен, что для Ирана сейчас гораздо опаснее угроза войны, чем сама война. "Она (угроза) вынуждает Иран тратить колоссальные средства на оборону в ущерб развитию собственной экономики, технологиям, социальной сферы. Иран надо пугать, чтобы он тратил деньги не на то, на что он должен их тратить", - заключил Демиденко.
"Шестерка" международных посредников, в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
США, ряд других стран Запада, а также Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Ряд государств и международных организаций, в том числе ООН, приняли в отношении Ирана санкционные резолюции, требующие от Исламской республики обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность.