Усиление экономической интеграции ЕС станет основной темой Саммита глав государств региона
28 июня 2012 года

Саммит глав государств Евросоюза 28 и 29 июня, как и саммит глав государств еврозоны 29 июня, будет посвящен обсуждению финансово-экономической интеграции в ЕС и регионе единой валюты, однако судьбоносных решений, которые начнут немедленно претворяться в жизнь и выводить еврозону из кризиса, не ожидается, свидетельствуют материалы, подготовленные представителями ЕК и ЕС.

Основной темой саммита станет долгосрочная программа по укреплению экономического и монетарного союза, который усилил бы банковскую и фискальную дисциплину стран, позволил бы заглушить кризис и предотвратить его удары в будущем. Кроме того, в ходе саммита будет обсуждаться многолетний финансовый план ЕС на 2014-2020 годы и финансово-экономические рекомендации от Еврокомиссии отдельным странам союза.

Саммит глав государств ЕС пройдет на фоне продолжающегося и не ослабевающего уже несколько лет долгового кризиса в еврозоне. На текущей неделе официально за финпомощью к властям еврозоны обратилось еще два государства валютного союза - Испания и Кипр. Теперь среди 17 стран объединения пять будут получать внешнюю помощь во избежание дефолта.

Инвесторы постоянно ждут от лидеров союза решительных действий в области экономики и финансов для усмирения затянувшейся нестабильности. Однако решения принимаются, ситуация не улучшается, инвесторы начинают ждать новых шагов. Лидеры ЕС стремятся показать свою приверженность борьбе с кризисом, предлагая все новые и новые меры, а их претворение в жизнь нередко занимает месяцы.

НОВЫЕ ИДЕИ

Главными новшествами, которые будут рассмотрены на саммите, станут создание системы единого банковского надзора, единых механизмов страхования депозитов и спасения проблемных банков.

"Нынешняя структура должна перерасти как можно быстрее в единую систему банковского надзора с общеевропейским и национальным уровнями, при этом именно решения на общеевропейском уровне будут считаться финальными", - говорится в письме главы саммита ЕС Хермана ван Ромпея.

Банки ЕС для создания единой системы спасения проблемных кредитных институтов могли бы наполнить своими взносами специальный фонд, следует из сообщения. Таким образом, за спасение банков стали бы платить сами банки, а не граждане ЕС, как было при ударе первой волны кризиса.

Этот фонд, а также система страхования депозитов, могли бы быть подчинены специальной единой в ЕС структуре по спасению банков, отмечается в сообщении.

В области усиления бюджетной интеграции в ЕС ван Ромпей предлагает саммиту рассмотреть возможность устанавливать совместно верхние пределы баланса бюджета (как дефицита, так и профицита) и госдолга на каждый год для каждой отдельной страны. Рыночные заимствования государств союза сверх лимитов тогда должны были бы одобряться отдельно, свидетельствует сообщение ван Ромпея.

Эти вопросы будут подняты в рамках обсуждения будущего экономического и монетарного союза (EMU) внутри ЕС на основе отчета ван Ромпея, подготовленного в сотрудничестве с ЕК и ЕЦБ. Ван Ромпей в своем сообщении отметил, что этот отчет "не является финальным проектом, который должен быть одобрен саммитом ЕС", однако выразил надежду, что будет найдено "общее понимание" среди лидеров союза по поводу пути развития EMU.

Ван Ромпей сообщил также, что конкретный план действий по развитию фискального и банковского союзов, в том числе за счет этих мер, может быть представлен на рассмотрение глав государств ЕС лишь в декабре, а промежуточный - в октябре.

НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Лидеры Евросоюза должны рассмотреть рекомендации Еврокомиссии, которые она дала каждой из стран объединения 30 мая, основываясь на анализе их национальных бюджетов. Затем эти же рекомендации должен будет одобрить совет министров экономики и финансов евросоюза (Экофин) в июле, что наложит на государства обязанность исполнять их.

Многолетний финансовый план, который дебатируется внутри ЕС уже около года, также станет одним из важнейших вопросов открывающегося в четверг саммита. На основе этого плана строятся ежегодные общеевропейские бюджеты, которые в большей степени наполняются за счет взносов стран ЕС. Некоторые государства союза выступают за замораживание расходов и доходов бюджета ЕС в связи с кризисом. Еврокомиссия же считает, что этот бюджет является хорошим орудием в борьбе за восстановление устойчивого экономического роста в регионе и подавление кризиса, так как он инвестирует средства, в том числе в проекты в ЕС.

Саммит вновь может поднять вопрос единых облигаций еврозоны, против которых выступает Германия, и которые поддерживает Франция (две крупнейшие экономики ЕС), а также ряд других стран, в том числе не самых стабильных. Тем не менее, даже сторонники таких бондов считают, что их появление - это среднесрочная перспектива. Отдельным пунктов этот вопрос в повестке дня саммита не стоит, но он является одним из элементов углубления монетарного союза.

Немонетарным вопросом повестки дня саммита ЕС станет конфликтная ситуация между Советом министров ЕС и Европарламентом, возникшая из-за разногласий между обоими институтами в вопросе взаимодействия по внесению поправок в Шенгенское законодательство.

В первой декаде июня Совет ЕС по юстиции и внутренним делам высказался за исключение Европарламента из процедуры совместной оценки эффективности и внесения изменений в законодательные акты Шенгеской зоны.

По мнению парламентариев, на практике это означает возможность игнорирования позиции ассамблеи, которая является единственным институтом ЕС, напрямую избираемым гражданами стран сообщества.