Традиции афонского аскетизма нужно сохранить как лечебницу для личности и общества
25 июня 2012 года
Сохраненные на Афоне аскетические практики способны исцелять, формировать человеческую личность и помогать социализации, заявил директор Института синергийной антропологии, профессор Сергей Хоружий в Веймаре на международной конференции "Афон - уникальное духовное и культурное достояние современного мира".
Исследователь напомнил об афонских традициях исихастов (молчальников, отшельников), которые удалялись от мира на долгие годы, в молчании, постах и молитвах достигали просветления как некоего единства с Богом, а затем возвращались в скиты и монастыри уже прозорливыми старцами, чтобы помогать другим обрести свет и мир.
"Исихастская аскеза, сохраняемая веками на Афоне, остается школой и лечебницей человеческой личности. И это делает ее огромной ценностью в современном мире", - сказал Хоружий.
По его словам, одной из важнейших проблем современного общества в условиях его стремительных изменений, "глобализации, компьютеризации, виртуализации" становится "социализация": "человек замечает, что эти новые методы социализации и коммуникации лишают его человечности, обедняют его личность".
"Исихастская социализация", напротив, как отметил ученый, обогащает личность, объединяя такие качества, как управление собой, управление другими и врачевание.
По убеждению Хоружего, в отличие от античных мыслителей христианские аскеты-исихасты, исцелившись сами, жили в "стихии личного общения и любви". И современному миру необходима именно такая социализация - "проникнутая христианской любовью и вовлекающая в глубинное личностное общение".
"Социальная роль аскета в миру уже во времена Антония Великого (основателя христианской аскезы) воспринималась как роль врача", - отметил Хоружий.
По его словам, этот подвижник говорил, что "сначала необходимо самому выйти из града в пустыню, чтобы самому исцелиться, а затем уже вернуться, чтобы помогать исцеляться другим". "Но при этом возврате не должно быть разрушения выстроенного в безмолвии духовного уклада", - добавил профессор.
Он также считает примером "исихастской социализации" и русское старчество. "Удивительная деятельность старца Амвросия Оптинского, описанная Достоевским в "Братьях Карамазовых", это и есть исихастский возврат", - добавил Хоружий.
Форум, посвященный Святой Горе Афон, проводится в Европе уже во второй раз. Первая встреча представителей ряда стран для обсуждения судьбы Афона состоялась год назад в австрийском Зальцбурге, где и было решено собирать подобные конференции на регулярной основе. В конференции в Веймаре 23-26 июня принимают участие политики, ученые, общественные и религиозные деятели из России, Греции, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Великобритании, Украины, Сербии, Румынии, Болгарии.
Организаторами выступили Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", международное общество "Друзья Афона", Русский православный церковный фонд в Германии.