Ряд фракций ЕП хочет привлечь к суду Совет ЕС за позицию по Шенгенскому законодательству
12 июня 2012 года
Крупнейшие фракции Европарламента (ЕП) - "Европейской народной партии" (EPP), "Прогрессивного альянса европейских социалистов и демократов" (S&D) и "Европейских либеральных демократов" (ALDE) подвергли во вторник на пленарной сессии ассамблеи в Страсбурге резкой критике позицию Совета ЕС по юстиции и внутренним делам, высказавшегося за исключение ЕП из процедуры совместной оценки эффективности Шенгенского законодательства и внесения в него изменений.
На заседании 8 июня в Люксембурге министры внутренних дел 27 стран ЕС высказались за ограничение совместными консультациями участия Европарламента в этом досье, что, по мнению парламентариев, на практике означает возможность игнорирования позиции ассамблеи, которая является единственным институтом ЕС, который избирается гражданами стран сообщества.
Все три фракции призвали Европарламент подать в Европейский суд юстиции жалобу на решение Совета ЕС, а представители ALDE даже расценили его как "объявление войны" парламентариям.
Главы МВД стран ЕС единогласно выступили за договоренность, позволяющую временно восстановить контроль на внутренних границах государств Шенгенской зоны в случае неконтролируемого притока мигрантов из третьих стран.
Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем, со своей стороны, выразила разочарование подобным решением и "отсутствием европейских амбиций" у участников заседания.
Министры высказались за восстановление участниками Шенгенских соглашений контроля на национальных границах в течение шести месяцев с возможностью продления действия этого режима еще на полгода в случае, если контроль на внешних границах Шенгена "более не обеспечивается в силу чрезвычайных обстоятельств".
Данное предложение, являющееся чрезвычайной мерой и применение которой ограничено жесткими условиями, было предложено Францией и Германией, отмечают европейские СМИ.
Совет ЕС, Еврокомиссия и Европарламент ведут переговоры о процедуре совместного принятия решения в отношении создания механизма оценки эффективности Шенгенского законодательства.
Комитет Европарламента по гражданским свободам в апреле этого года одобрил проект законодательных предложений, согласно которым странам-участницам Шенгенского соглашения предоставляется право восстанавливать контроль на своих границах на срок до 10 дней в случае серьезной угрозы внутренней безопасности и общественному порядку.
Поводом для разработки нового законодательства по реформе механизмов безопасности Шенгена стал миграционный спор между Италией и Францией в апреле 2011 года, когда итальянская сторона, не справляясь с потоком беженцев из Северной Африки, начала выдавать им временные разрешения на жительство, что открыло эмигрантам путь для свободного перемещения по Шенгенской зоне. Беженцы главным образом устремились во Францию.
Французские власти, ссылаясь на правила Шенгена, в свою очередь, заявили, что будут пропускать на территорию Франции только иммигрантов с паспортами и достаточным количеством средств, чтобы некоторое время пожить на территории страны, а затем ее покинуть. Французские власти даже блокировали поезда, следовавшие из итальянского города Вентимилья, на которых собирались пересечь границу прибывшие из Туниса эмигранты.
После урегулирования конфликта официальный Париж и Рим обратились в Еврокомиссию с просьбой пересмотреть некоторые положения Шенгенского кодекса. Еврокомиссия, со своей стороны, заявила о необходимости уточнить применение статьи 23 Шенгенского кодекса о границах, в которой прописаны условия временного восстановления контроля на границах.
По мнению членов комитета Европарламента по гражданским свободам, который разработал свои предложения по реформе механизмов безопасности Шенгена, возобновление проверок на внутренних границах стран Шенгенского соглашения должно быть исключительной мерой, прибегать в которой следует в самых крайних случаях. При этом парламентарии указали, что наличие как такового значительного притока мигрантов из третьих стран не должно восприниматься как угроза внутренней безопасности и общественному порядку.
Члены парламентского комитета высказались в поддержку того, чтобы срок действия восстановленного режима безопасности не превышал шесть месяцев, а соответствующее решение принималось на национальном уровне, а не Еврокомиссией, с той оговоркой, что консультации с партнерами должны носить скоординированный и коллегиальный характер.
При этом предлагается, чтобы Еврокомиссии на случай "постоянных серьезных недостатков" в управлении государством-участником Шенгена своей внешней границы было предоставлено право в одностороннем порядке принимать решение о восстановлении пограничных проверок.
Кроме того, члены комитета Европарламента по гражданским свободам проголосовали за то, чтобы в случае "внезапного и значительного" роста числа выходцев из третьих стран, незаконно находящихся на территории государства Шенгенской зоны и угрожающего внутренней миграционной ситуации, Еврокомиссия была вправе возобновлять действие визового режима.
Шенгенским кодексом о границах предусматривается возможность проведения полицией нерегулярных проверок на границах стран ЕС - участниц соглашения. Также национальными властями может вводиться таможенный контроль на границах между членами ЕС на период не более 30 дней в случае наличия угрозы внутренней безопасности.