РФ должна реагировать на закон о "списке Магнитского" без лишних эмоций, считают эксперты
27 июня 2012 года

Реакция Москвы на возможное принятие в США закона о "списке Магнитского" должна быть спокойной и обдуманной, отвечать национальным интересам, в том числе в вопросе отношений с Вашингтоном, считают опрошенные эксперты.

Накануне законопроект о введении визовых санкций в отношении российских чиновников, якобы причастных к гибели в 2009 году в СИЗО юриста Сергея Магнитского, получил в конгрессе США одобрение сенатского международного комитета. В среду замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Москва призывает Вашингтон взвесить все возможные последствия от принятия этого закона. Дипломат отметил, что это будет иметь "крайне негативный эффект" для отношений двух стран, и Россия может не ограничиться "симметричным ответом" на появление в США "списка Магнитского".

"Тут надо быть хоть чуть-чуть реалистом. Существует колоссальная асимметрия в интересе нашего чиновничества к Соединенным Штатам, к американским банкам, к собственности на территории этой страны - и интересе американцев к российской экономике", - считает заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.

По его словам, американцы в большинстве своем, и особенно те, кто представляет бизнес-сообщество, не интересуются происходящим в России, "они не видят для себя здесь большого рынка". При этом, полагает эксперт, интересы части российской элиты могут пострадать от введения "списка Магнитского".

Он также высказал мнение, что Москве не нужно слишком резко реагировать на принятие этого закона. "Ну, пострадают интересы каких-то 100 чиновников. И что из-за этого нужно портить отношения со Штатами? Ведь это серьезнейший вопрос - наши отношения с самым крупным, самым сильным государством. И подвергать риску эти отношения из-за того, что какие-то чиновники попались, так сказать, на горячем, - это не самый лучший шаг", - подчеркнул эксперт.

Эксперт считает, что призывы Москвы к Вашингтону одуматься и остановить работу над законопроектом вряд ли возымеют действие. "Надо понимать, что мяч был на нашей стороне, в последний год особенно. Шли разговоры о том, что такой законопроект обсуждается. Что мешало нашим следственным органам завершить расследование "дела Магнитского" и дать какое-то заключение", - сказал Кременюк, отметив, что американцы используют любой повод для того, чтобы заявить свое мнение по поводу происходящего в России и по поводу того, нужно ли вообще с Россией сотрудничать.

В свою очередь, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин высказал мнение, что России не стоит драматизировать ситуацию, складывающуюся вокруг нового законопроекта. По его словам, любое государство может запрещать гражданам других стран приезжать на его территорию, и, принимая подобные решения, Москва должна исходить исключительно из собственных национальных интересов.

"Если в российских интересах запретить определенному количеству американских чиновников приезжать в Россию, то надо это делать независимо от того, есть ли "список Магнитского" или нет, это надо сделать потому, что это соответствует российским национальным интересам", - сказал он.

Эксперт напомнил, что многие граждане США вообще ничего не знают о "списке Магнитского" и соответствующем законопроекте. Те же, кто в курсе проблемы - сенаторы, конгрессмены - воспринимают законопроект отнюдь не как антироссийскую акцию со стороны США, а как помощь российскому руководству в борьбе с коррупцией в РФ. "Им будет очень сложно объяснить те действия, которые Россия предпримет в ответ", - добавляет Злобин.

По его мнению, законопроект создается в большей степени для того, чтобы президент США Барак Обама, администрация Белого дома, а также госдеп не изменили своего мнения в отношении людей, якобы причастных к гибели Магнитского. "Известно, что люди, входящие в список Магнитского - уже не въездные для США, независимо от того, будет введен этот список в качестве закона... Американский закон очень технический. Визы эти люди все равно получать не будут, а конгресс решил ввести этот закон, чтобы Обама не передумал", - продолжил эксперт.

"Поэтому России надо очень тонко, деликатно и спокойно на это отреагировать, а не ударяться в эмоции и не превращать мелкий вопрос в огромную драму", - считает Злобин.

В ноябре 2009 года в московском СИЗО скончался аудитор Сергей Магнитский, сотрудничавший с инвестфондом Hermitage Capital Management и обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации на сотни миллионов рублей. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, в том числе на Западе. Американский сенатор Бенджамин Кардин составил так называемый "список Магнитского", в который вошли российские чиновники, якобы причастные к этому делу.

Закон о "списке Магнитского" критически настроенные по отношению к России американские парламентарии намерены использовать для оказания давления на власти РФ, не соблюдающие, по их мнению, права человека. Консервативные парламентарии также ставят принятие такого закона в качестве условия для отмены дискриминационной торговой поправки Джексона-Вэника, чего уже полтора года добивается от конгресса администрация США.