Решающий тур выборов президента начинается в Египте
16 июня 2012 года

Второй завершающий тур президентских выборов начинается в субботу в Египте в условиях отсутствия в стране конституции и при утратившем легитимность распущенном парламенте. Чтобы победить в многомесячной гонке, двум оставшимся в списке кандидатам достаточно просто набрать больше голосов, чем у соперника.

ГОЛОСОВАНИЕ "У РАЗБИТОГО КОРЫТА"

Вопреки обнародованным более года назад планам правящего в стране Высшего совета вооруженных сил на переходный период, президентские выборы в Египте завершаются не только при отсутствии конституции и даже реальных перспектив на ее выработку в ближайшее время, но и в условиях роспуска недавно избранного постреволюционного египетского парламента.

За два дня до голосования Высший конституционный суд Египта признал прошедшие в феврале этого года выборы в парламент нелегитимными, что означало необходимость распустить законодательное собрание.

Причиной такого решения КС стало положение об участии кандидатов от политических партий, наряду с независимыми, в выборах по одномандатным округам. По мнению суда, это нарушает принцип предоставления равных возможностей независимым и партийным кандидатам в депутаты.

Нынешний состав парламента, избранный уже после падения режима Мубарака, на 70% состоял из депутатов от исламистских партий.

Тревожная ситуация сложилась и вокруг созданной на днях после многих месяцев разногласий Конституционной комиссии, призванной выработать новый основной закон для Египта. Эта комиссия из ста представителей политических партий, профсоюзов, религиозных и общественных деятелей была сформирована египетским парламентом, потерявшим свою легитимность. Кроме того, не успев появиться на свет, комиссия вновь начала разваливаться из-за неурегулированных внутренних противоречий.

Военные власти предупредили, что это была "последняя попытка" сформировать орган для выработки конституции. Если и она провалится - Военный совет может в одностороннем порядке принять новую Конституционную декларацию, в которой будут определены и новая модель Комиссии, и полномочия нового президента.

ВЫБОРЫ ОЧЕРЕДНОГО ДИКТАТОРА?

В этих условиях некоторые египетские политики призвали отложить президентские выборы в стране как "несвоевременные". По мнению бывшего главы МАГАТЭ и известного в Египте оппозиционера Мухаммеда аль-Барадеи, в настоящее время избрание президента страны, где нет ни конституции, ни парламента, "означало бы избрание главы государства с такими возможностями, каких не было даже у лидеров самых жестких диктаторских режимов".

Тем не менее, и Избирком и военные власти подтвердили неизменность сроков проведения повторного голосования.

Не получили развития и призывы ряда революционных движений к кандидату от "Братьев-мусульман" Мухаммеду Мурси добровольно снять свою кандидатуру накануне голосования, чтобы выборы были признаны нелегитимными.

ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ ПРОШЕЛ

Получивший первый регистрационный номер в избирательном бюллетене последний премьер-министр эпохи Хосни Мубарака, военный летчик и один из самых успешных экс-министров гражданской авиации Египта генерал Ахмед Шафик оказался "не по зубам" своим соперникам-исламистам, с успехом противостоял "черным политтехнологиям" и добрался до финала президентской гонки на пике популярности.

Точку в противостоянии "старорежимного" Шафика и "Брата" Мурси поставит народное голосование, однако одну из своих самых эффектных побед "Генерал" одержал уже за два дня до голосования, когда Высший конституционный суд страны признал не соответствующим конституции "продавленный" ранее исламистами через парламент "Закон о политической изоляции", лишавший всех политических прав бывших соратников Хосни Мубарака. Этот закон был, в первую очередь, нацелен на устранение из борьбы за президентское кресло сильных представителей ушедшей эпохи, которые могли бы составить серьезную конкуренцию "Братьям-мусульманам".

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ДУЭЛЬ: БЕЗОПАСНОСТЬ ИЛИ ШАРИАТ?

В избирательном бюллетене, подготовленном Избиркомом ко второму туру голосования, будут значиться всего две фамилии кандидатов, успешно и практически с равным результатом преодолевших первый этап.

АХМЕД ШАФИК (графический символ - лестница)

Бывший командующий ВВС и министр гражданской авиации. В случае победы продолжит традицию современного Египта, где с середины прошлого века во главе государства всегда стоял бывший военный. 70-летний Шафик был последним главой правительства при Хосни Мубараке, за что подвергается критике со стороны исламистов. Предвыборную гонку он начал со слабой позиции, однако за время кампании значительно увеличил число своих сторонников, выступая как твердый сторонник стабильности, обещающий навести в стране порядок и "обеспечить безопасность в течение 24 часов после своей победы". Оппоненты Шафика настаивают на том, что он является "кандидатом военных властей" и "старорежимником".

МУХАММЕД МУРСИ (графический символ - колесо)

Председатель Партии свободы и справедливости (ПСС) - политического крыла ассоциации "Братьев-мусульман" 60-летний Мухаммед Мурси изначально выдвигался как запасной кандидат от движения, за что в СМИ получил прозвище "запасного колеса". На первый план он вышел, после того как с выборов был снят основной кандидат - заместитель верховного наставника ассоциации Хайрат аш-Шатыр.

Благодаря поддержке самого массового в Египте политического движения, Мурси провел яркую и активную президентскую кампанию. По профессии инженер, Мурси получал образование в США. Он имеет опыт парламентской работы - несколько раз избирался в парламент при Хосни Мубараке в качестве независимого депутата. Наблюдатели говорят о том, что Мурси не хватает силы убеждения, которой обладал сошедший с дистанции Хайрат аш-Шатыр. Он обещает избирателям реформировать коррумпированные институты власти, поставить государство "на исламскую основу", добиться широкого применения норм шариата (исламского законодательства).

ЧП ОТМЕНИЛИ. . .И СНОВА ВВЕЛИ

В Египте в последний день мая автоматически утратил силу закон о чрезвычайном положении, действовавший более 30-ти лет и вызывавший недовольство не только граждан страны, но и всего международного сообщества, неоднократно призывавшего Хосни Мубарака к его отмене. Прекращение действия ЧП в стране называли "историческим моментом", означающим, что возврата к прошлому уже невозможно.

Однако через две недели после прекращения действия крайне непопулярного закона, министерство юстиции Египта приняло постановление, согласно которому военная полиция получила право арестовывать гражданских лиц, нарушающих уголовный кодекс Египта. Это распоряжение, согласно приказу министра, будет действовать до принятия в Египте новой конституции. Правозащитники уже назвали указ Минюста "возвращением ЧП".

НОВОГО ЕЩЕ НЕ ВЫБРАЛИ, А СТАРОГО УЖЕ ПОСАДИЛИ

За недолгий период, прошедший между двумя турами голосования по кандидатуре будущего главы государства, в Египте поставили точку в "процессе века" над высшими чиновниками правившего режима во главе с экс-президентом Хосни Мубараком. Бывший лидер страны, а также экс-глава МВД получили пожизненные сроки за пренебрежение своими обязанностями в противодействии применению силы против мирных демонстрантов в дни революции 2011 года.

Египетские политики назвали этот приговор "назиданием" будущему президенту и прозрачным намеком на необходимость "быть ближе к народу".

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП?

Президентские выборы в Египте должны, по замыслу военных, стать последним и важнейшим шагом на пути формирования гражданского руководства в стране.

Высший совет вооруженных сил пришел к власти в феврале 2011 года после ухода в отставку президента Хосни Мубарака, который столкнулся с массовыми народными протестами. Военные сразу после прихода к власти отменили конституцию и распустили парламент, пообещав вернуть власть гражданскому руководству после свободных выборов.

Окончательные итоги голосования по кандидатуре главы государства должны объявить 21 июня. Передача военными всей полноты власти избранному главе государства должна состояться не позднее 30 июня. Однако в условиях, когда предыдущие этапы формирования гражданской власти в Египте (принятие новой конституции и выборы в парламент), фактически, провалились, наблюдатели выражают сомнение в том, что военное правление и переходный период в стране на деле завершатся после выборов президента.