Психологи заявили, что счастье человека лишь на 10% зависит от внешних обстоятельств
25 июня 2012 года

Счастье человека примерно на 35-40% зависит от тех решений, которые он сам принимает и лишь на 10-15% - от внешних обстоятельств, заявил в понедельник на пресс-конференции в профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, заведующий лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ Дмитрий Леонтьев.

СЧАСТЬЕ НЕ В ДЕНЬГАХ

"Удовлетворенность жизнью примерно на 50% определяется общим складом личности. Есть люди, которые всегда недовольны. Удовлетворенность жизнью всего лишь на 10-15 % зависит от внешних обстоятельств, а 35-40% от наших решений и нашего выбора, которые мы делаем", - сказал он на пресс-конференции, организованной журналом Psychologies, в преддверии VI Европейского конгресса по позитивной психологии, который пройдет в Москве с 26 по 29 июня.

Главный редактор журнала Psychologies Юна Козырева отметила, что конференция по позитивной психологии проводится в то время, когда весь мир живет в ожидании очередной волны международного финансового кризиса и именно в этот момент люди начинают задумываться о том, что нематериальные ценности в жизни гораздо важнее.

Один из самых известных в мире психологов, создатель теории "потока" (flow), автор бестселлеров "Поток. Психология оптимального переживания" и "В поисках потока. Психология включенности в повседневность" Михай Чиксентмихайи отметил, что величайшая задача человека - научиться быть счастливым. Он считает, что в определенной степени материальное благосостояние помогает человеку быть счастливее. "Лучше, если бы у человека была крыша над головой, хорошо, если у него есть что поесть. Но достигнув определенного уровня материального благосостояния, материальные ценности перестают приносить человеку счастье", - сказал Чиксентмихайи.

ДЕТСКОЕ ЛЮБОПЫТСТВО

Отвечая на вопрос журналистов о том, удалось ли ему сделать счастливыми его родных и близких, профессор сообщил, что они с женой вырастили двоих сыновей и как ему кажется, сделали с супругой все, чтобы они стали счастливыми людьми.

"Мы с женой просто делали так, чтобы дети чувствовали нашу любовь и уважение к ним. Мы им давали возможность делать то, что они хотели", - сказал профессор.

Он вспомнил, что когда один из его сыновей, у которого был блестящий шанс стать многообещающим математиком, вдруг заявил на втором курсе, что ему это больше не интересно и он хочет заниматься китайской поэзией 4 века. "Сейчас он все время ездит в Китай и в другие страны с лекциями, поскольку он - лучший специалист в мире в области китайской поэзии 4 века", - добавил Чиксентмихайи.

Он также считает, что родители должны вовлекать своих детей в нечто интересное. Если даже родители слишком заняты и не могут посвятить своим детям достаточное время, то они могут найти из близкого окружения увлеченных людей. "Если дети видят, что родителям ничто неинтересно, то и детей впоследствии трудно будет чем-то заинтересовать", - считает профессор.

По мнению Леонтьева, если дети в раннем возрасте не получают от родителей необходимой информации и не могут удовлетворять свое любопытство, то с возрастом они перестают чем-либо интересоваться. "В более раннем возрасте, когда ребенку все интересно, и он задает много вопросов, не надо говорить ему "не задавай дурацких вопросов", "отстань", иначе через несколько лет вы гарантированно получите ребенка, которому ничего не будет интересно", - добавил он.