ОБОБЩЕНИЕ - Кабмин РФ надеется проскочить через кризис евро и бюджетную ловушку
23 июня 2012 года

Ближайшие годы для России будут более сложными, чем это представлялось еще несколько месяцев назад: грядущий глобальный экономический кризис, исходящий из еврозоны, и падающие цены на нефть наложатся на внутренние проблемы российской экономики. Это сделает чрезвычайно сложной задачу нового правительства провести структурные реформы, однако оно надеется, что сможет проскочить через эти ножницы внутренних и внешних проблем.

Тема нового кризиса стала доминирующей на Петербургском международном экономическом форуме, который проходит в эти дни в "северной столице". И на официальных панелях, и в кулуарах, и на вечеринках участники этого крупнейшего в РФ съезда чиновников и предпринимателей обсуждают, когда, в какой степени и с какими последствиями кризис ударит по России и российским предприятиям. Большинство экономистов считает, что главные проблемы в Европе начнутся через полгода-год, когда вслед за Грецией проблемы с исполнением долговых обязательств начнутся у других южноевропейских стран.

Это неминуемо спровоцирует кризис в еврозоне, а с учетом того, что европейские страны являются крупнейшими торговыми партнерами России, а европейские компании выступают крупнейшими инвесторами в российскую экономику, кризис в Европе больно ударит по России. Некоторые опрошенные агентством "Прайм" предприниматели говорят уже не о замедлении роста, а о перспективе экономического спада в 2013 году.

ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ

При этом внешние проблемы - это не единственное и не самое серьезное, что угрожает России. Более серьезными представляются структурные проблемы, связанные с исчерпанием нынешней модели экономического роста на основе дорогого экспортного сырья и опережающего роста внутреннего потребления.

Как сообщил в пятницу на форуме новый министр экономического развития России Андрей Белоусов, в ближайшие годы произойдет стабилизация добычи нефти на уровне около 510 миллионов тонн. При этом в стране будет продолжать расти внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов, следовательно, экспорт энергоресурсов будет падать. При снижающихся ценах на нефть это приведет к падению экспортной выручки, снижению налоговых поступлений (четверть всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет формируется на основе налога на добычу полезных ископаемых) и, как следствие, снижению расходов бюджета. По оценке Белоусова, дорогая нефть давала примерно половину экономического роста, который в последнее десятилетие в среднем составлял около 7%.

По прогнозу бывшего министра финансов Алексея Кудрина, по этой причине экономический рост в ближайшие годы в России не может быть выше 4%. Сценарные условия развития российской экономики, подготовленные в мае Минэкономразвития, предусматривают, что рост экономики составит в ближайшие три года 3-4% в год. Однако базой для этих расчетов стал прогноз цены на нефть в 2012 году на уровне 115 долларов за баррель, который министр финансов Антон Силуанов назвал в пятницу "нереалистичным".

В настоящее время нефть марки Brent стоит около 90 долларов за баррель, подешевев за последние полтора месяца более чем на 20 долларов. Экономисты и финансисты расходятся в прогнозах на нефть.

При этом правительству необходимо провести ряд структурных реформ, прежде всего социальной сферы и государственного управления. Как говорит Белоусов, в России сформировался средний класс численностью около 20-25%, который предъявляет повышенные требования к качеству социальной инфраструктуры. Поскольку именно этот средний класс, который политологи окрестили "рассерженными горожанами", стал основной движущей силой политических протестов в конце прошлого - первой половине этого года, игнорировать запросы этой категории общества правительство не может и по политическим причинам.

Кроме того, правительству необходимо добиться повышения производительности труда в ближайшие годы в полтора раза, чтобы уменьшить разрыв в этом показателе с развитыми странами, составляющий 2-2,5 раза.

Белоусов также сказал, что правительство видит в качестве приоритета улучшение инвестиционного климата, в том числе и для того, чтобы более эффективно использовать внутренние инвестиции. По его словам, у России нет дефицита внутренних инвестиционных ресурсов, однако значительная часть сбережений не трансформируется в инвестиции и уходит из страны.

Правительство, по словам Белоусова, осознало, что бюрократическими методами инвестиционный климат не улучшить, и стало привлекать предпринимательское сообщество для создания "дорожных карт", которые станут основой для облегчения регулирования и снятия бюрократических барьеров.

Еще одной мерой, о которой объявил накануне президент России Владимир Путин, стало введение института уполномоченного по защите прав инвесторов, которым решено назначить главу предпринимательской ассоциации "Деловая Россия" и владельца компании по производству шампанских вин "Абрау-Дюрсо" Бориса Титова.

СТРАХА НЕТ, НО ДЕНЕГ ВСЕМ НЕ ХВАТИТ

Правительственные чиновники стараются демонстрировать спокойствие в преддверии сложных времен. По их словам, правительство знает, что и как делать. Достаточно подробно об этом говорил накануне Путин в основном выступлении на форуме, перечислив инструментарий господдержки экономики, который был использован во время кризиса 2008-2009 годов. Однако одна проблема может поставить под угрозу эти планы - недостаток средств бюджета.

Как сказал Силуанов в пятницу на форуме, три вызова, которые стоят перед бюджетной системой: изменение макроэкономической ситуации, зависимость бюджета от цен на нефть на мировом рынке и неясность с архитектурой "бюджетного маневра", - заставят правительство более четко проанализировать приоритеты. По его словам, в этом и состоит первоочередная задача нового правительства, и без ответа на вопрос, что важнее - военные расходы или образование, инфраструктура или здравоохранение - удовлетворить потребности всех нуждающихся будет невозможно.

Очевидно, что в правительстве начнутся ожесточенные споры. Как известно, сторонником принятия огромной программы перевооружения армии был лично премьер-министр Дмитрий Медведев в бытность свою президентом. Сторонником этого шага является и вице-премьер Аркадий Дворкович, который в одном из интервью назвал это решение самым важным во время президентства Медведева.

Однако Минфин всегда выражал либо несдержанный (как бывший министр финансов Кудрин, который вступил в публичную дискуссию по этому вопросу с главой государства и в итоге лишился поста), либо сдержанный пессимизм в реалистичности найти в ближайшие годы в федеральном бюджете 20 триллионов рублей на эти цели.

По словам Силуанова, в "бюджетном маневре", который готовит Минфин, упор надо сделать на социальную сферу.

Минфин также планирует проанализировать межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами с тем, чтобы передать в регионы часть функций по регулированию различных сфер экономики и связанные с их выполнением доходы. Это позволит снять с центра избыточные функции и передать регионам дополнительные доходы, которые они смогут направить на решение региональных проблем.

При этом чиновники пока избегают говорить впрямую о необходимости сокращения расходов, предпочитая нечеткие слова о "нераспределенных доходах" и "резервах для выполнения обязательств".

"Этот риск реален (снижения цен на нефть - ред.), и у нас есть консолидированная позиция в правительстве: даже если в ближайшие месяцы будет происходить резкое сжатие на рынке, если будет падать цена на нефть, то наша главная антикризисная мера - это выполнить бюджетные обязательства 2012 года в полном объеме, даже если для этого придется задействовать средства Резервного фонда", - заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в ходе ПМЭФ-2012 в интервью телеканалу "Россия 24".

При этом он отметил, что на 2013 и последующие годы будет необходимо задействовать другие бюджетные механизмы. "Нам нужно будет обязательно посмотреть на часть расходов, которые только можно начинать в случае, если доходная часть (бюджета - ред.) образована. Может быть, с каким-то временным лагом, посмотреть поквартально - деньги в бюджет пришли, значит, можно начинать тратить", - отметил первый вице-премьер.

Глава Минфина Силуанов говорил, что несмотря на переход к формированию бюджета исходя из более низкой цены, федеральные расходы казны в 2013-2014 годах сокращаться не будут за исключением так называемых "условно утвержденные расходов": 343 миллиарда рублей в 2013 году и 850 миллиардов в 2014 году.

Более того, уже сейчас осторожный Минфин готовит законопроект, который позволит правительству оперативно распечатать "кубышку" Резервного фонда в этом году, если кризис в страну все-таки нагрянет. Сам Минфин про это скромно умолчал, зато о его планах сообщил министр экономики Белоусов.

В соответствии с изменениями в закон о бюджете на 2012 год, которые были приняты в конце мая, общий объем доходов федерального бюджета был повышен до 12,677 триллиона рублей с утвержденных в конце 2011 года 11,780 триллиона рублей, а объем расходов увеличен до 12,745 триллиона рублей с 12,656 триллиона рублей. В результате, как предполагалось, дефицит бюджета в 2012 году составит лишь 68,144 миллиарда рублей (0,1% ВВП) вместо 876,589 миллиарда рублей (1,5% ВВП), однако новые параметры бюджета были рассчитаны исходя из цены на нефть в 115 долларов за баррель.

Впрочем, несмотря на все риски, бизнесмены пока с оптимизмом воспринимают новое правительство.

"Сейчас рано еще говорить, как работает новое правительство, слишком мало времени прошло. Но мы видим, что оно либеральное, нам нравится новый министр финансов Силуанов", - сказал в кулуарах форума глава инвестиционной группы "Спутник" Борис Йордан.