БДИПЧ ОБСЕ готово дать заключение по новому российскому закону о митингах - директор бюро
25 июня 2012 года

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) готово дать юридическое заключение о том, насколько соответствует европейским нормам новый российский закон, ужесточающий наказания за нарушение правил проведения митингов, сказал директор бюро Янез Ленарчич.

"Мы не изучали подробно недавние изменения в российском законодательстве, но мы готовы предоставить наше юридическое заключение, если российские власти таковое запросят", - сказал Ленарчич в кулуарах конференции ОБСЕ "Дни безопасности" (Security Days). При этом он сразу призвал российские власти запросить такое заключение и добавил, что БДИПЧ регулярно проводит экспертизы законов, затрагивающих фундаментальные права и свободы, по запросам государств-членов ОБСЕ.

Словенский дипломат, возглавляющий БДИПЧ с 2008 года, отметил, что введенные в России ограничения вызывают у него озабоченность, но полноценную юридическую экспертизу бюро осуществляет только по запросам правительств государств-членов, повторил он.

"Есть озабоченность, что недавние изменения в законодательстве Российской Федерации могут привести к возможным наказаниям и штрафам, которые кажутся непропорциональными", - сказал Ленарчич.

Он напомнил, что в соответствии с обязательствами, принятыми на себя государствами-членами ОБСЕ, в том числе Россией, ограничения фундаментальных свобод должны соответствовать принципам пропорциональности и необходимости.

"Штраф или наказание должны быть пропорциональны причиненному вреду, они не должны быть чересчур драконовскими, то есть, если разбито оконное стекло, нельзя за это посадить человека на десять лет. Также нельзя бить демонстрантов просто за то, что они наступили на газон", - объяснил Ленарчич.

На взгляд дипломата, принцип пропорциональности "не был полностью соблюден" в новом российском законе, принятом в начале июня. Закон резко увеличивает штрафы и вводит общественные работы за нарушение правил проведения митингов, демонстраций и других общественных собраний. В процессе бурной дискуссии, развернувшейся в России, многие защитники новой нормы ссылались на опыт других европейских стран, где наказания за нарушения на митингах гораздо серьезнее, чем в России.