Спектакль "Узбек" о судьбе ташкентского эмигранта покажут в столичном Центре им. Сахарова
15 мая 2012 года

Премьера спектакля "Узбек" Талгата Баталова состоится в Москве в выставочном зале Центра им. Сахарова во вторник.

Идея постановки родилась во время лаборатории, которую совместно с Центром им. Сахарова проводил Театр им. Йозефа Бойса во главе с его создателем режиссером Георгом Жено. Тогда, в феврале, молодые режиссеры придумывали спектакли, посвященные теме меньшинств в самом широком смысле слова, на основе документальных источников. Режиссер и актер Талгат Баталов придумал проект, основанный на собственной биографии, поэтому и в спектакле он сам сыграл единственную роль.

"Узбек" - это история человека, покинувшего Ташкент и переехавшего в Москву, чтобы начать новую жизнь. Тема миграции, столь болезненная в современной России, да и в мире в целом, здесь пропущена через личное мироощущение героя, через истории конкретных людей с их драматическими или комическими подробностями.

"Я с самого начала знал, что я буду заниматься темой мигрантов из центральной Азии. Потом мне стало ясно, что я могу быть в роли своеобразного проводника. Потому, что я там был русский, а здесь я узбек", - рассказал Талгат Баталов.

Рассказ Узбека подкреплен "вещественными доказательствами" - паспортом, разрешениями, справками - за каждой из этих бумажек стоят дни, месяцы, годы мытарств, унижений, чиновничьей волокиты, кафкианского абсурда.

"Все как обычно в документальном театре - интервью, расшифровки, этюды, перечитывание кучи прессы. А в какой-то момент я понял, что лучше всего история рассказывается при помощи моих документов. Паспортов, военных билетов, справок, выписок. Во-первых, у меня всех документов по два - узбекский и российский, а во-вторых, у каждого документа есть история. Меня интересовало столкновение документа, который не меняется, и мое отношение к случаю, связанному с ним, которое изменяется вместе со мной", - говорит Баталов.

Встраивание в столичный ритм, необходимость постоянно доказывать свою востребованность, отвоевывать пространство, приспосабливаться и пробиваться - все это становится предметом театрального исследования.

Тема миграции, попадая в пространство театра, во многом теряет свою социальную заостренность, перемещаясь в поле психологии, соединяясь с вечной темой "чужой среди своих".

Позиция чужака, в которую поставлен герой, диктует и мизансцену: зрители на "Узбеке", сидя спиной друг к другу, образуют круг, в который нет хода герою.

"Это придумала Света Шуваева, автор решения пространства. В итоге это показалось мне очень точным. Когда мы придумывали эскиз спектакля, она была для меня российской стороной, я на ней проверял все, что касается отношения россиян к узбекам, таджикам, киргизам. Карта московского метро очень похожа на бывший Советский Союз. Все, что производилось и рождалось в союзных республиках, шло в центр. Только тогда это были природные ресурсы и сырье. А теперь таким сырьем стали люди. Здесь их именно так и воспринимают", - рассказывает Баталов.

Помимо деталей биографии самого режиссера, в спектакле есть и другие документальные монологи.

"В спектакле используются истории продавца шаурмы, лидера таджикских трудовых мигрантов, узбекского политзаключенного и правозащитника и Владимира Владимировича Путина. Я рассказываю веселые истории, связанные с моей миграцией из Узбекистана в Россию, а герои анализируют процессы, которые непонятны не мне, ни им. Потому что это политика. А политика дело грязное", - рассказывает Баталов.

Жанр спектакля определен как "документальный stand-up".

"Это не совсем спектакль. Это высказывание от первого лица. Здесь нет театрального действия, есть актер и режиссер в одном лице, рассказывающий собственную историю. А британский интеллектуальный стенд-ап - один из моих любимых жанров", - говорит режиссер.

Талгат Баталов не впервые занимается документальным театром - в Театре.doc он поставил спектакль "Шум" и выступил сорежиссером спектакля "Двое в твоем доме".

"Документальный театр - тот инструментарий, который я немного узнал за время работы в Театре.doc. И как актер, и как режиссер. Мне повезло поработать с Угаровым, Греминой, Родионовым, Курочкиным, Клавдиевым, Муравицким, Денисовой. Считаю, что за документальным театром будущее. Он отражает реальность и способен впитать в себя любой жанр. "Узбек" - это эксперимент на фоне реальности", - рассказал режиссер.

Талгат Баталов родился в 1987 году в Ташкенте, окончил факультет режиссуры кино, театра и телевидения Ташкентского театрального института. Работал в театре "Ильхом", уехал в Москву после того, как в Ташкенте закрыли его видеоарт Ab incunabulis за нарушение норм морали, принятых в Узбекистане. Театральная карьера Талгата Баталова в Москве связана с Театром.doc и Театром им. Йозефа Бойса. Играет в спектакле "Зажги мой огонь", ставшем в этом году обладателем "Золотой Маски" в номинации "Эксперимент".