Режиссеры и критики обсудили будущее российского театра
22 мая 2012 года
Дискуссия о судьбах репертуарного театра в России состоялась в Союзе театральных деятелей в понедельник.
Это уже не первая подобная встреча - раньше о репертуарном театре говорили на "Платформе" на Винзаводе, потом перенесли обсуждения в зал Союза Театральных деятелей. Режиссеры, руководители театров, критики снова попытались договориться между собой о том, как они видят будущее.
Одним из камней преткновения стал болезненный вопрос о ротации руководящих кадров в российских театрах.
"Средний возраст художественного руководителя московского театра - от 66 до 70 лет. Это нужно менять, ведь есть простой биологический закон. Конечно, можно эффективно руководить театром и в 80 лет, такие примеры есть, но средняя цифра не может быть такой", - сказал художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков.
Обновление управленческого состава, вроде бы, очевидная необходимость, но прозрачного механизма пока в России не разработали. О конкурсе творческих и экономических программ развития театра говорят как о мечте, хотя в Европе это обычная практика. Впрочем, некоторые худруки опасаются, что молодые режиссеры с таким ответственным делом, как руководство театром, не справятся.
"Говорят, что старики захватили театры, это не так, мы ничего не захватывали, нас просто выбрали коллективы, еще 20 лет назад, когда было гораздо хуже, чем сейчас. Нельзя натравливать молодых людей на старшее поколение. Нельзя ломать традиции. Плохие традиции сами отомрут, но хорошее убивать нельзя. Что такое современный театр? Что может быть современнее, чем когда человек выходит на сцену и говорит слова Островского или Гоголя?" - сказал художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.
К осторожности в стремлении к радикальным кадровым реформам призвал и художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
"Репертуарный театр (а о другом и говорить не приходится), сегодня болен. Но надо определиться, что мы хотим - чтобы он выздоровел или, наоборот, хотим его добить? Агрессивная политика, желание все старое выбросить - меня пугает. Нужно искать золотую середину. Сегодня, кстати, молодых режиссеров достаточное количество, многие успешно работают в провинции", - сказал Фокин.
Другой, не менее насущной проблемой в театральной сфере является вопрос о конкуренции и частных театрах. Сегодня частной инициативе, если это не коммерческая антреприза, пробиться не просто - кусаются цены на аренду помещения, на оплату коммунальных услуг, а сборы от спектаклей - не та сумма, на которую можно выжить. И, тем не менее, есть пример Театра.Doc, есть еще несколько, иногда бездомных, театральных компаний, предлагающих продукцию, способную составить серьезную конкуренцию репертуарным театрам.
"Репертуарный театр - это великая традиция, но необходимо создавать пространство для творческой конкуренции. Чем сильнее будет конкуренция между репертуарным и нерепертуарным театром, тем лучше для всех. Надо стимулировать возникновение театральных инициатив, которые тоже смогут бороться за государственную дотацию", - предложил Бояков.
Тем не менее, предложение о конкуренции за государственные дотации на равных условиях вызвало волну протеста среди театральных деятелей.
Также говорили о вопросе экспертной оценки.
"Никто не выступает за уничтожение репертуарной системы. Но, например, есть колхозы, а есть кибуцы. Вроде бы, практически одна и та же схема, но результаты разные. Вопрос в том, как саму форму существования театров сделать более эффективной. Мне кажется, оценка работы театра должна быть многофакторна и деиндивидуализированна - то есть никаких экспертных советов. Есть четыре простых критерия, позволяющих увидеть вполне объективную картину: 1. посещаемость; 2. резонанс в прессе; 3. востребованность театра на внутреннем рынке (участие в фестивалях, награды, гастроли); 4. участие в международной жизни", - предложила критик Марина Давыдова.
Одной из наиболее обсуждаемых тем стала необходимость введения контрактной системы в театрах. Ведущий встречи Александр Рубинштейн (завкафедрой Школы-студии МХАТ, первый заместитель директора Института экономики РАН) выразил уверенность, что перевод на контракты может быть осуществлен только при соответствующем финансовом обеспечении реформы, а директор Театра им. Ермоловой Марк Гурвич напомнил, что в советское время существовала система переизбрания 20 процентов труппы на худсовете каждый год.
В финале встречи было решено, что дискуссии, хоть и полезны, как способ договориться между собой, попытаться консолидировать театральное сообщество, но все же, не эффективны с практической точки зрения. По предложению Александра Рубинштейна было решено создать комиссии, которые разрабатывали бы конкретные предложения, в частности, по контрактной системе и по вопросу площадок для новых театральных инициатив.