Ректоры, студенты и депутаты надеются на нового главу Минобрнауки РФ
21 мая 2012 года
Министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову предстоит оправдать надежды российских ученых о более эффективном взаимодействии РАН и ведомства, чаяния студентов о трудоустройстве после окончания вузов, пожелания ректоров университетов о создании единой оценки качества образования. На серьезную совместную работу с новым министром рассчитывают в Государственной думе.
Указом президента РФ, подписанным в понедельник, главой Минобрнауки РФ назначен ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов.
Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве. В 1990 году с отличием окончил физико-химический факультет МИСиС. С 1990 по 1992 год учился в очной аспирантуре МИСиС. В 1997 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
С мая 2004 по ноябрь 2005 года - директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ. С ноября 2005 по март 2007 года - статс-секретарь - заместитель министра образования и науки России. С апреля 2007 года - ректор МИСиС.
В 2009 году Ливанов вошел в "первую сотню" резерва управленческих кадров под патронажем президента РФ. В ноябре 2011 года получил премию правительства России в области образования.
До назначения Ливанова в течение восьми лет министерство возглавлял Андрей Фурсенко. С его именем связывают введение ЕГЭ, новых образовательных стандартов, нормативно-подушевого финансирования. Реже - создание национальных исследовательских университетов, выделение мега-грантов для ведущих ученых, расширение конкурсных процедур в научной сфере.
ЛИВАНОВ И МИСИС
Опрошенные эксперты считают, что при работе Ливанова на посту ректора вуз преуспел не только в плане новых образовательных программ, но и в части инновационных разработок.
"Институт (во времена ректорства Ливанова) стал лучше, чем был. В нем стали больше заниматься молодыми (специалистами) на всех уровнях. Однозначно стало и больше инноваций. Линия на развитие института выдерживалась жестко, как того требовалось (при решении задач, стоявших перед МИСиС)", - сказал заведующий лабораторией химического факультета МГУ Михаил Мельников.
"Ливанов принес определенно новые веяния в развитие института. Там начали развиваться, в частности, небольшие (инновационные) компании. Развивается и вполне достойный нанотехнологический центр", - отметил президент нанотехнологического общества России, гендиректор компании НТ-МДТ Виктор Быков.
Мельников также отметил, что при Ливанове в МИСиС пришла "молодая административная команда". "Это нормально, когда люди... хотят и могут (развивать институт)", - сказал ученый. При Ливанове в руководстве вуза появились иностранные специалисты. В частности, проректором по образованию стал профессор Университета Северной Айовы (США) Тимоти Эдвард О'Коннор (Timothy Edward O'Connor).
В 2008 году МИСиС вместе с Московским инженерно-физическим институтом стал участником пилотного проекта по созданию в России национальных исследовательских университетов.
МИНИСТР ИЗ СОЛИДНОЙ ШКОЛЫ
Председатель комитета Государственной думы по образованию Александр Дегтярев не удивлен назначению ректора МИСиС на пост главы Минобрнауки РФ.
"Новость о назначении Ливанова не является сногсшибательной, потому что министром образования должен быть человек, работающий в системе образования не один год", - сказал Дегтярев. По его словам, Ливанов является человеком, который прошел очень солидную школу.
"В современной обстановке, при формировании мощной команды из профессионалов и интеллектуалов, работа нового министра будет более эффективной", - считает депутат. Он добавил, что рассчитывает на серьезную совместную работу над новым законом "Об образовании в РФ".
"Мы понимаем, что есть проблемы в системе общего образования, начального и среднего профессионального образования, но думаю, немало людей, которые в этой работе новому министру помогут", - сказал Дегтярев.
Член комитета Госдумы по образованию, экс-глава Рособразования Григорий Балыхин пожелал успехов новому главе Минобрнауки и выразил уверенность, что он справится со всеми поставленными задачами, "тем более, что предстоит принятие образовательного стандарта старшей школы - к ноябрю, и самое главное - продолжение работы над законом об образовании в РФ".
Балыхин обратил внимание на то, что министерство не разделено на два - министерство образования и министерство науки. "На мой взгляд, это совершенно верно. Образование нельзя отделять от науки, тем более, если поставлена задача готовить высокопрофессиональные кадры для современной экономики, основанной на инновациях", - сказал парламентарий.
РЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ
Обеспечение продуктивного взаимодействия между министерством и Российской академией наук (РАН), направленного на развитие российского сектора исследований и разработок, будет одной из задач, которую предстоит решить Ливанову, считает заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев.
"Дмитрий Ливанов - фигура очень содержательная и сильная с позиций реализации мер по развитию российской науки, по повышению ее эффективности. Он способен проводить решительные меры, а они применительно к российской науке нужны", - прокомментировал Симачев назначение Ливанова главой Минобрнауки РФ.
Эксперт также отметил имеющийся у Ливанова опыт, необходимый для работы на новом посту.
"Во-первых, у него есть серьезный опыт работы в министерстве образования и науки, он знает те проблемы, которые есть. Во-вторых, Ливанов в течение достаточно серьезного отрезка времени проработал ректором МИСиС и на практике сталкивался с различными инструментами поддержки и развития российских университетов", - сказал Симачев.
По мнению эксперта, "одна из серьезнейших проблем, которая возникнет перед новым министром, - насколько ему удастся обеспечить продуктивное взаимодействие Минобрнауки и Российской академии наук".
"Ранее у министерства не было единого, отстроенного механизма работы с РАН. Были постоянные претензии друг к другу, взаимные обвинения, во многих случаях справедливые, а в целом тлеющий конфликт очень сильно мешал развитию российской науки", - пояснил собеседник агентства.
"Впрочем, если Ливанову придется заниматься наряду с проблемами развития науки, инноваций, также и образовательными вопросами, то, боюсь, последнее потребует от него основных сил и времени", - добавил эксперт.
ЕДИНАЯ ОЦЕНКА
Создание общероссийской системы качества образования - одна из задач, которую предстоит решить Ливанову, считает генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина.
По ее мнению, новому министру также стоит уделить внимание формированию инструментов государственного планирования подготовки кадров и систематизировать развитие вузов.
По словам Кашириной, будучи ректором МИСиС, Ливанов сумел преодолеть много системных проблем вуза, связанных со старением инфраструктуры и кадров.
"Вуз одним из первых в нашей стране стал опираться в своей деятельности на четкую программу стратегического развития. Но главное - серьезные преобразования происходили без социальной напряженности. В вузе была создана атмосфера, которая мобилизовала коллектив на новые задачи, объединила всех в единую команду с опорой на уникальный опыт разных поколений", - сказала генеральный секретарь РСР.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
Студенты также возлагают большие надежды на нового министра образования и науки РФ. Российский студенческий союз (РСС) надеется, Ливанов будет на деле отстаивать права и интересы студентов, сказал в понедельник председатель студсоюза Артем Хромов.
"Среди важнейших задач, которые необходимо решить министру образования, - развитие подлинного студенческого самоуправления. Оно позволит студентам защищать свои права, осуществлять независимый контроль над качеством образования и помогать противодействовать коррупции", - отметил собеседник агентства.
По его словам, одна из серьезных студенческих проблем - нехватка мест в общежитиях. Обеспеченность общежитиями в среднем по стране составляет всего 85%. В то же время, сказал Хромов, около 10% мест в них незаконно сдается посторонним людям или фирмам.
"Необходимо пересмотреть перечень социальных гарантий студентов. Учащийся вуза должен получать достойную стипендию, чтобы иметь возможность приобретать учебные материалы, расширять культурный кругозор, заниматься спортом и так далее", - считает студенческий лидер.
Еще одна из проблем, которой, по мнению студентов, министр должен уделить внимание - трудоустройство выпускников вузов.
"Ежегодно около 10% граждан, получивших диплом, остаются безработными. Государство должно найти механизмы трудоустройства молодых специалистов", - сказал Хромов.
Также студенты считают, что новому министру образования придется бороться с "утечкой мозгов", искоренить коррупцию в вузах, остановить рост стоимости обучения, сделать общедоступной систему образовательных кредитов, принять меры по обеспечению социальной поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья.