Расширение Таможенного союза должно быть обусловлено жесткими условиями
24 мая 2012 года

Решение о присоединении новых членов к Таможенному союзу должно быть хорошо продуманным, поскольку издержки от такого шага могут дискредитировать идею интеграции как таковую, и если идти на расширение ТС, то под очень жесткие условия, полагает директор института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.

Присоединение к интеграционным структурам России, Белоруссии и Казахстана других стран, включая партнеров по ЕврАзЭС - Киргизию и Таджикистан, лидеры "тройки" считают возможным, но увязывают с готовностью их экономик выполнять требования существующей договорно-правовой базы.

"Сейчас обсуждается, в том числе вопрос присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Считаю, в принципе, что как символ расширения - это интересно, союз привлекателен и некоторые страны хотят туда вступить. Но с другой стороны, мне кажется, не стоит увлекаться расширением его любой ценой, поскольку экономические издержки от этого расширения могут оказаться настолько большими, что дискредитируют общую идею интеграционного проекта", - сказал Михеев в ходе видеомоста Москва-Астана на тему: "Россия - Казахстан: 20 лет по пути интеграции. Перспективы на будущее".

По его словам, "следует учитывать политическую нестабильность в этом регионе, близость Афганистана, Таджикистана и всего, что с этим связано".

"К этим вопросам надо подходить очень взвешенно. Если и идти на расширение, то под очень жесткие условия, гарантии и очень серьезно продумав все вопросы. Далеко не всем нравится состояние подобных объединений", - добавил эксперт.

Говоря о развитии отношений между Россией и Казахстаном, Михеев отметил, что они наиболее адекватные на постсоветском пространстве, адекватные к тем реалиям, которые сложились после распада СССР.

"Проблемы в отношениях были, но они были наименее фатальными и наименее острыми. Разум всегда возобладал над эмоциями. В значительной степени это заслуга президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, поскольку он один из наиболее харизматичных и эффективных лидеров в СНГ", - считает эксперт.

Со своей стороны, заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Центра постсоветских исследований Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН Елена Кузьмина отметила, что самым успешным проектов двухстороннего взаимодействия стало приграничное сотрудничество. "У нас самая большая граница в мире. 70% всего товарооборота двух стран приходится на пограничное сотрудничество. Кроме того, у нас наиболее успешные проекты сложились в сфере промышленности, транспорта, энергетики", - сказала она.

Заведующий информационно-аналитическим отделом Института парламентаризма НДП "НУР ОТАН" Серик Жусупов считает, что благодаря взаимодействию президентов России и Казахстана был выработан конструктивный вектор развития евразийской интеграции.

"Мы пришли к поэтапному развитию наших отношений. Сейчас эти отношения находятся в апогее. Интенсивный диалог двух стран дал конкретные результаты - это и формирование Таможенного Союза, и Единого экономического пространства", - сказал он.

Трое из членов ЕврАзЭС - Россия, Белоруссия и Казахстан - образовали Таможенный союз (ТС), который предполагает отказ от пошлин и большинства других ограничений во взаимной торговле, а также унификацию правил торговли с третьими странами. С 1 января 2012 года "тройка" создала Единое экономическое пространство (ЕЭП) - по сути общий рынок со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, гармонизацией правовых норм, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики.

Для руководства интеграционными процессами в форматах ТС и ЕЭП сформирована Евразийская экономическая комиссия - международная организация, сходная по своему функционалу с Еврокомиссией, надгосударственным органом исполнительной власти Европейского союза. Комиссию, которую решено разместить в Москве, возглавил Виктор Христенко, ранее занимавший пост министра промышленности и торговли РФ.