Проект по очистке Арктики от ядерных отходов будет подготовлен через пять лет
18 мая 2012 года
Проект подъема затонувших радиационных объектов, в том числе атомных подводных лодок (АПЛ), со дна российских морей Арктики может быть подготовлен в течение ближайших пяти лет, сообщил генеральный директор центра судостроения и судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин.
"Совершенно новый проект мы в ближайшей перспективе будем реализовывать - это подъем затонувших радиационных ядерных объектов, которые были захоронены в Арктике в 60-70-е годы (20-го века), когда не было возможности их перерабатывать и до присоединения России к Договору о запрете захоронения ядерных отходов в океане. Это сложные технологии, и проект, конечно, будет готов не в ближайшие год-два, скорее, лет через пять", - сказал он.
По словам Никитина, работать над проектом будут совместно Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ), НИЦ "Курчатовский институт" и "Звездочка".
"В Арктике затоплены отсеки подводных лодок, радиоактивные вещества, и сами АПЛ. Наш опыт пригодится на заключительном этапе приведения этих объектов в безопасное состояние, но раньше нужно провести мониторинг, оценку опасности, затем подъем, транспортировку", - сказал Никитин.
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения был подписан 11 февраля 1971 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне странами-депозитариями и вступил в силу 18 мая 1972 года. Государства-участники Договора обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.
ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Никитин отметил, что захороненные в Арктике ядерные отходы - "безусловно, глобальная проблема", однако она может быть решена с помощью технологий, которые реализованы в Северодвинске.
По его словам, инфраструктура, созданная на базе "Звездочки" в конце 90-х годов, позволяет перерабатывать и безопасно сохранять отработавшее ядерное топливо с подводных лодок - как жидкие, так и твердые радиоактивные отходы. Прежде они накапливались на складах, в местах базирования атомоходов, в основном, в Мурманске и Северодвинске.
"Есть полный перечень объектов, карты их размещения... Мы бы начали с района Новой Земли, где активнее всего проводится мониторинг в последние годы, в том числе, в рамках международной программы AMEC, в которой участвуют военные структуры России, Норвегии, Великобритании, США", - сказал эксперт.
НУЖНА УБОРКА
Никитин отметил, что весь комплекс работ очень велик и не может быть выполнен только за российские деньги.
"Мы очень ожидаем помощи Европейского банка реконструкции и развития, международных программ. Многие страны заинтересованы в том, чтобы убрать эти объекты из Северного Ледовитого океана, и в первую очередь - Арктические страны", - подчеркнул он.
По словам собеседника агентства, Россия уже имеет успешный опыт привлечения масштабного международного финансирования для проектов радиационной безопасности. Совместно с Европейским банком реконструкции на предприятиях Северодвинска реализуется проект стоимостью 6,9 миллиона евро - создание системы АСКРО (автоматизированная система контроля радиационной обстановки).
АСКРО - часть Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, (ЕГАСКРО), которая создается в России под патронажем госкорпорации Росатом и состоит из сети постов по всей стране. Координацией работ по ее созданию и развитию занимается Росгидромет.
Центр судостроения и судоремонта "Звездочка" в 2012 году отмечает 50 лет с момента основания. На сегодняшний день предприятие работает как по военным, так и по конверсионным программам, в частности, с 2005 года запущено производство по огранке алмазов. За полвека на "Звездочке" была выполнена безопасная, комплексная промышленная утилизация 47 атомных подводных лодок, как российских, так и зарубежных.