Прием жалоб граждан должен стать обязанностью омбудсмена, а не его правом - КПРФ
3 мая 2012 года
Депутаты от КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий обязать уполномоченного по правам человека принимать жалобы от граждан и устанавливающий закрытый перечень оснований, по которым он может отказать в принятии обращения к рассмотрению, сообщили в аппарате нижней палаты парламента.
Согласно действующему законодательству, уполномоченный по правам человека имеет право принять жалобу к рассмотрению. Институт уполномоченного был учрежден в соответствии с Конституцией России для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
"Конституционное право граждан на обращение означает возможность без каких-либо препятствий направить обращение в компетентный орган или должностному лицу. Никому, включая уполномоченного, не должно устанавливаться никаких предпочтений при приеме и рассмотрении обращений граждан. В связи с этим (законопроектом) вместо предоставленного уполномоченному законом права, а не обязанности принять жалобу вносится поправка, связанная с обязанностью принимать жалобы граждан", - рассказал один из авторов законопроекта Алексей Корниенко.
По его словам, в России, в основном из-за формального отношения к разрешению поднимаемых в обращениях граждан вопросов, идет немыслимый бумажный круговорот. Депутат отметил, что ежегодно в Госдуму, правоохранительные органы и к уполномоченному по правам человека обращается очень большое количество граждан.
"Из 61,3 тысяч обращений, поступивших в 2010 году в Европейский суд по правам человека, более 40 тысяч (70,6%) поступили из России. Причем, количество подобных обращений ежегодно растет. Все это свидетельствует о пробелах в выполнении государством взятых на себя обязательств по защите прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией РФ", - отметил Корниенко.
Также парламентарий обращает внимание на то, что судьи и прокуроры РФ представляют органы госвласти и наделены властными полномочиями. Соответственно, осуществляя свою деятельность по защите прав и свобод человека, они также могут оказаться в качестве субъектов, нарушивших своими решениями или действиями (бездействием) права человека.
"Поскольку уполномоченный не наделен властными полномочиями, что исключает возможность самому быть нарушителем, дополнение статьи 15 (законопроекта) о проведении им указанных проверок усилит его роль и значимость при защите прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также повысит ответственность должностных лиц за состояние работы с обращениями граждан", - считает депутат.
Законопроект предусматривает исчерпывающий перечень условий, при которых уполномоченный может отказать в принятии жалобы к рассмотрению. В частности, речь идет случаях, "если в жалобе содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, либо текст не поддается прочтению", а также в некоторых других случаях, установленных законом.
Документ вносит поправки в федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ".
Еще один законопроект, также внесенный на рассмотрение нижней палаты парламента, расширяет сферу возможных адресатов обращений, включая в них не только властные структуры, но и руководителей предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, так как действующий закон о порядке рассмотрения обращений не обязывает рассматривать обращения структуры, не входящие в органы госвласти и местного самоуправления.
Это изменение, по мнению законодателей, будет способствовать урегулированию спорных вопросов в досудебном порядке.
Также законопроектом предлагает дать право гражданам обращаться к органам власти, организациям и юрлицам не только с предложением, заявлением и жалобой, как сейчас, но и с запросом, "в котором гражданин испрашивает разъяснения индивидуальных проблем со стороны компетентных органов публичной власти, а также сведения о деятельности самого органа этой власти".
Авторы документа отмечают, что практика подачи запросов в государственные и муниципальные органы, общественные организации и к юридическим лицам любой формы собственности уже давно сложилась в отечественном правоприменении, "что показывает насущную необходимость законодательного закрепления запроса, как одной из форм реализации конституционных прав граждан на обращение и на информацию".
Также предлагается вдвое сократить максимальные сроки рассмотрения письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или к должностному лицу - с 30 до 15 дней.