Президент Аргентины объявила о вступлении в силу закона о национализации компании YPF
5 мая 2012 года
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер подписала в пятницу вечером указ номер 660, в соответствии с которым вступает в силу закон об экспроприации 51% акций YPF, принадлежащих испанской нефтегазовой компании Repsol (всего у нее 57,4% акций), а также ее "дочки" YPF Gas S.A. Подписание, которое транслировалось в прямом эфире государственными телеканалами, состоялось в президентском дворце "Каса Росада" в присутствии губернаторов, министров, политических и общественных деятелей.
Накануне законопроект подавляющим большинством голосов был одобрен Палатой депутатов Национального конгресса Аргентины. "За" проголосовали 208 депутатов, 32 высказались "против", шесть воздержались. Ранее, 25 апреля, инициативу правительства о фактической национализации YPF поддержал Сенат (63 голоса "за" и три "против").
Во вступившем в силу законе декларируется "национальный интерес" в разработке месторождений нефти и газа. Экспроприированные у Repsol акции будут поделены между правительством страны (51%) и Федеральной организацией провинций-производителей энергоносителей (49%).
Выступая перед присутствующими во дворце "Каса Росада" президент Аргентины выразила уверенность, что компания YPF будет "современной и конкурентоспособной".
Кристина Фернандес де Киршнер также сообщила, что руководителем YPF назначен гражданин Аргентины 44-летний Мигель Галуччио (Miguel Galuccio. С 16 апреля, когда аргентинское правительство приняло решение о фактической национализации YPF, и по настоящее время эти функции временно исполнял федеральный министр планирования Хулио де Видо (Julio de Vido). Заседание нового совета директоров состоится 4 июня.
Мигель Галуччио закончил в 1994 году Технологический институт в Буэнос-Айресе. Какое-то время он работал в YPF, но в 1999 году ушел из компании "из-за разногласий с руководством Repsol". Последнее его место работы - крупнейшая нефтесервисная компания Schlumberger.
Аргентинские власти считают, что Repsol YPF недостаточно инвестировала в нефтедобывающую отрасль, выводя прибыль за пределы страны в виде дивидендов, а также экспортировала слишком много нефти для получения выгод от мировых цен вместо поставок на внутренний регулируемый рынок. В официальных документах утверждается, что "группа Repsol, в ущерб Аргентине, откуда получала значительную часть прибыли, предпочитала искать энергоносители в других странах, в частности, в Колумбии, Ливии, России, Ираке".
По аргентинским данным, в период с 1999 по 2011 годы разведанные запасы нефти компании YPF сократились на 40,5%, а ее производство упало на 38,3% (снижение по газу составило 47,1% и 25,4% соответственно). В 2011 году впервые с 1987 года энергетический торговый баланс стал отрицательным - в страну ввезли на 3,3 миллиарда долларов энергоресурсов больше, чем экспортировали. Между тем, по прогнозам специалистов, Аргентина обладает после США и Китая третьими по величине в мире запасами сланцевого газа. В ноябре 2011 года в провинции Неукен было обнаружено гигантское месторождение нетрадиционных углеводородов (Vaca Muerta).
Местные экономисты утверждают, что Repsol получала от YPF около 15% своей прибыли, но в геологоразведку в Аргентине вкладывала всего 0,2% общих инвестиций.
После вступления в силу закона об экспроприации размер компенсаций акционерам, как ожидается, будет установлен судом. Repsol заявила ранее, что справедливая цена за одну акцию должна быть не менее 46,55 доллара и выплаты в этом случае составят 9,3 миллиарда долларов. Аргентинцы же не намерены платить такую сумму, считая, что испанская компания должна полностью погасить долги YPF и возместить нанесенный окружающей среде ущерб.
Решение Буэнос-Айреса о национализации вызвало резко отрицательную реакцию со стороны США и Евросоюза. Испания, которая считает, что экспроприация YPF была произведена дискриминационно и вопреки правовым процедурам, прекратила закупку биодизеля аргентинского производства, призвала лишить Аргентину таможенных льгот, а также подать на нее иск в ВТО за введенные ограничения на импорт европейских товаров. Мадрид намерен дипломатическими и юридическими способами добиваться "справедливой" компенсации.
Однако из-за того, что Аргентина не имеет доступа к международному кредиту, у Испании практически нет инструментов давления на Буэнос-Айрес. Любые попытки давления принесут больше вреда Мадриду - в отличие от Испании, где мало аргентинских фирм, испанский бизнес широко представлен не только в энергетическом, но и в телекоммуникационном секторе аргентинской экономики. Возможное судебное разбирательство займет как минимум несколько лет. Следует учитывать, что Аргентина никогда не производила требуемых иностранными инвесторами выплат за реквизированные предприятия.
В последние годы аргентинское правительство национализировало почту (Correo Argentino), водоснабжение (Aguas Argentinas), железные дороги, частные пенсионные фонды, а также крупнейшую авиакомпанию (Aerolineas Argentinas). Бывшему владельцу авиакомпании испанской группе Marsans была выплачена символическая цена в один песо (около 30 центов). Между тем, руководство испанского консорциума заявляло, что реальная стоимость экспроприированной компании составляла около полумиллиарда долларов (согласно аудиту банка Credit Suisse). Аргентинская экономика занимает третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Мексики), и второе - в Южной Америке.