Правительство РФ не обсуждает изменение расчета прожиточного минимума
29 мая 2012 года
В правительстве РФ пока не рассматривают предложения Минфина об изменении методики расчета прожиточного минимума, однако считают, что они не приведут к снижению социальных выплат, сообщил агентству "Прайм" источник в правительстве.
Ранее СМИ сообщили, что Минфин предложил внедрить новые подходы к определению величины прожиточного минимума и ввести так называемый "социальный уровень бедности", который окажется ниже действующего прожиточного минимума, так как будет учитывать экономию за счет размера семьи.
"В правительстве не рассматривается, официальных документов не поступало"
Однако он добавил, что Минфин ничего нового не предложил, и подобные идеи уже звучали от экспертного сообщества. "Это просто некие прикидки Минфина. Речь идет об изменении методики расчета прожиточного минимума, в реальном выражении социальные выплаты вряд ли изменятся", - отметил источник в правительстве.
СОЦПОМОЩЬ ПО АДРЕСУ
Ранее в итоговом докладе по "Стратегии-2020" эксперты указывали на тот факт, что в статистике и при принятии управленческих решений в сфере содействия сокращению бедности Россия опирается на устаревшую методологию определения и измерения бедности, неравенства и доходов. В отличие от стран, сопоставимых по уровню ВВП на душу, Россия использует единую линию бедности, построенную на основе абсолютной концепции бедности (прожиточный минимум) для целей статистического мониторинга, управления адресными программами поддержки бедных, межстрановых сопоставлений и регулирования рынка труда, говорится в докладе. При оценке доходов населения в РФ не используются шкалы приведения доходов семей разного размера к сопоставимому виду, учитывающие эффект экономии на размере семьи, что завышает уровень бедности, особенно среди семей с детьми.
"У нас достаточно большая бедность среди одиноких матерей с детьми. Как раз классический случай, когда мы недооцениваем бедность. Наряду с этим к бедным могут быть отнесены люди, у которых супруги или дети, проживающие с ними, вполне достаточно зарабатывают", - пояснил агентству "Прайм" предложения по изменению методики один из авторов доклада, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Он высказал мнение, что введение подобных новаций привело бы к увеличению расходов бюджета. "В нашем докладе об этом говорится. Главное, что произошло бы перераспределение от формально нуждающихся к реально нуждающимся", - сказал Кузьминов.
Кроме того, потребуется изменение методик наблюдения, переход к социологическим методикам наблюдения, что также повлечет за собой дополнительные госрасходы. "Это требует перехода к панельному наблюдению. В России только одна панель, ВШЭ ее ведет вместе с американцами в течение 15 лет", - отметил Кузьминов, добавив, что пока это единственное панельное исследование в РФ, и Росстат такое наблюдение не проводит.
"Для получения с достаточной достоверностью таких сведений, как фактическое проживание с кем-то, панельное наблюдение - идеальный вариант, но он дорогой", - сказал Кузьминов.
ОДНОЙ НОВАЦИИ МАЛО
При этом он подчеркнул, что эти меры по изменению методики расчета прожиточного минимума не являются достаточным инструментом, который может повысить адресность социальной помощи в России, однако это движение в правильном направлении.
С ним согласен и советник Института современного развития Никита Масленников. "Намерения благие, потому что уровень бедности считается как средняя температура по больнице, в результате у нас получаются перекосы на выходе, нарушения в адресности социальной помощи. Проблема становится все более острой, вдобавок она напрямую связана с повышением эффективности социальных расходов бюджета", - отметил он, высказав мнение, что шаг был бы правильным.
Однако эксперт уверен, что данные новации должны идти одновременно с пересмотром потребительской корзины, актуализацией нормативов по другим показателям. "Шаг верный, но ожидать, что можно добиться результатов только благодаря ему, было бы опрометчиво", - заключил Масленников.