Новые и прежние министры могут спорить, но теневого кабмина в РФ не будет
22 мая 2012 года

Трений между новым кабмином и экс-министрами, занявшими посты в президентской администрации, избежать не удастся, прежде всего в вопросах социальной сферы, однако серьезных конфликтов быть не должно, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Они ожидают усиления экс-министров в Кремле, но не склонны называть это теневым кабинетом - цели и задачи чиновников на новых должностях другие.

ТЕНЕВОЙ КАБИНЕТ?

Во вторник продолжилась серия назначений чиновников на новые должности, исходя из изменившейся конфигурации власти.

Президент Владимир Путин назначил своими помощниками пятерых экс-министров. Новые должности получили бывший глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, экс-глава Минприроды Юрий Трутнев, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, бывший министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова и экс-глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

Экс-глава Минтранса Игорь Левитин назначен советником президента.

Таким образом, Путин забрал в Кремль чиновников, отработавших с ним четыре года в Белом доме и не нашедших места в правительстве Дмитрия Медведева.

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Многие назначения указывают на фактическое формирование в администрации президента теневого правительства - новые назначенцы в силу возраста, опыта и амбиций могут оспаривать решения кабмина.

Вице-президент РФ Аркадий Дворкович в своем микроблоге в Twitter уже высказал мнение, что проблем при сотрудничестве у кабмина и помощников президента не будет. Однако опрошенные агентством "Прайм" эксперты не исключают противостояния по ряду вопросов.

Президентская администрация и правительство исторически представляли собой самостоятельные центры принятия решений, напоминает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Однако в свете последних назначений аппаратный вес администрации заметно возрастет, считает эксперт.

"Усложнится ли при этом механизм работы кабинета министров? Возможно, но лишь в том смысле, что министрам (транспорта, связи, природных ресурсов и пр.) придется чаще сверять часы со своими предшественниками, ставшими помощниками президента", - полагает Гурвич.

"Мне тяжело представить, чтобы, например, Набиуллина молча наблюдала за реализацией "Стратегии-2020", а Голикова - за ходом пенсионной реформы", - рассуждает советник Института современного развития Никита Масленников. "Разумеется, у каждой будет свое мнение на этот счет, и если нужно, они будут готовы горячо отстаивать свою позицию", - продолжает свою мысль эксперт.

Эксперт Центра политконъюнктуры Дмитрий Абзалов также полагает, что определенные трения между кабмином и администрацией президента в новой конфигурации возможны. "Но сильного конфликта не будет - это не теневой кабинет, у них другой статус. Одни пришли за должностью, другие за аппаратным весом, третьи вовсе настроены отойти от госслужбы", - отметил он.

Основными вопросами, по которым развернется полемика, Абзалов считает социальную сферу, в частности образование, здравоохранение. В экономическом блоке серьезных конфликтов ждать не следует, поскольку все давно работают вместе и по налаженной схеме, добавил эксперт.

ПУТИН СВОИХ НЕ БРОСАЕТ

В свою очередь ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев полагает, что есть и другая версия. Путин неоднократно говорил, что не любит увольнять людей и кадровой чехарды. Практика показывает, что он действительно старается пристроить тех, кто доказал свою работоспособность и профессиональные качества, отмечает Гуриев. А экс-министры, назначенные на новые должности, по его словам, имеют определенный политический вес и, бесспорно, профессионалы своего дела.

В российской традиции исторически сложилось, что помощники и советники играют разные роли: если первые - 100-процентные бюрократы, работающие только на президента, то вторые более свободны и могут распространять свое влияние и на другие сферы, продолжил эксперт. "По всей видимости, Путин считает, что в новой роли они (экс-министры) будут предоставлять ему актуальную информацию о состоянии дел в экономике независимо от министров. Это поможет президенту принимать решения", - полагает Гуриев.

"Очевидно, сейчас мы увидим помощников, которые более похожи на советников. Но вряд ли это будет теневое правительство. Вновь назначенные чиновники неоднократно говорили, что готовы уйти с госслужбы, поэтому новые посты для них - не то чтобы почетная пенсия, но некая работа, на которой можно чувствовать себя чуть более вольготно, чем в министерском кресле. Поэтому вряд ли они составят непосредственную конкуренцию новому кабмину", - заключил Гуриев.

РАССТАНОВКА СИЛ

Кто из вновь назначенных помощников президента станет влиять на экономику? По версии Абзалова, прежде всего это Голикова, у которой уже есть противостояние с новым вице-премьером Ольгой Голодец.

"В секторе связи и информтехнологий вектор влияния уйдет "наверх" вслед за Щеголевым. Левитин, напротив, слабее нового главы Минтранса Максима Соколова - тот, во-первых, представляет аппарат правительства, во-вторых, выходец из Санкт-Петербурга и занимался там многими важными транспортными проектами. Левитин же умудрился рассориться со всеми в отрасли", - рассуждает Абзалов.

По его мнению, Набиуллина пришла в Кремль, чтобы уйти - она давно высказывала намерение заняться наукой и вряд ли сейчас будет активно противодействовать политике Минэкономразвития, где работают ее люди.

В целом же Абзалов ожидает ослабления позиций вице-премьеров, усиления министров и зеркальных с ними позиций в администрации президента, и все это на фоне усиления госкомпаний.

"Сильные люди ушли с вице-премьерских постов, многие новые министры, тот же (новый глава Минэкономразвития Андрей) Белоусов, вполне влиятельны, то же касается их предшественников, ушедших в Кремль. "У руля" госкомпаний остаются сильные управленцы, имеющие немалый аппаратный вес. Не случайно (Сергей) Кириенко предпочел остаться в "Росатоме", а не идти в правительство", - пояснил он.