Украина открыла дорогу инвестициям в ГТС, но приватизация под запретом
13 апреля 2012 года
Парламент Украины на заседании в пятницу одобрил законопроект о реформировании нефтегазового комплекса, который разрешает реорганизацию "Нафтогаза Украины", но запрещает аренду и приватизацию газотранспортной системы (ГТС) страны. Эксперты назвали закон в большей степени декларативным, дающим сигнал европейской стороне о возможности начала инвестиций в нефтегазовый комплекс Украины, а также намекающим российской стороне на необходимость проявить большую гибкость в вопросе цены на газ.
Принятый закон является компромиссным, поскольку правительство Украины ранее настаивало на возможности аренды ГТС, что необходимо для создания газотранспортного консорциума с РФ. Вопрос управления украинской ГТС является камнем преткновения в переговорах Киева с "Газпромом" . В обмен на снижение цены газа российский холдинг желает получить контроль над газотранспортной системой, обеспечивающей транзит через Украину в Европу.
Оппозиция неоднократно срывала рассмотрение исходного документа, заявляя, что передача украинской трубы ничем не отличается от продажи. Кроме того, и в одобренном Радой законе представители оппозиции все же увидели возможность приватизации "Нафтогаза" через размытие пакетов государственных акций.
Украина, став членом Европейского энергетического сообщества, обязалась внедрить положение третьего энергопакета, который предусматривает разделение функций транспортировки, добычи и продажи энергоресурсов. До последнего момента все попытки Верховной Рады принять изменения в законодательство, позволяющие начать реорганизацию главной украинской монополии - "Нафтогаза", блокировались оппозицией, которая считала, что реформирование госкомпании приведет к передаче России контроля над украинской ГТС.
В одобренном Радой документе отмечается отдельным пунктом, что приватизация НАК "Нафтогаз Украины" запрещена.
Закон также запрещает отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые занимаются транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранение в подземных газохранилищах.
Изменениями также предусмотрено, что реорганизация (слияние, присоединение, раздел, выделение) государственных предприятий, дочерних предприятий "Нафтогаза", которые занимаются деятельностью по транспортировке магистральными трубопроводами и сохранением в подземных газохранилищах, реализуется по решению кабинета министров Украины.
ОТ ДЕКЛАРАЦИЙ К ДЕЙСТВИЯМ
Создание газотранспортного консорциума является одним из возможных условий снижения цены на газ, которого Украина почти два года добивается от "Газпрома". Киев считает целесообразным трехсторонний формат при участии России и европейских компаний, Москву больше устраивает двухсторонний.
Эксперты, опрошенные , разнонаправленно оценивают влияние принятого законодательного акта как на перспективы переговорного процесса по созданию консорциума по управлению украинской ГТС, так и на возможные ценовые уступки со стороны "Газпрома".
Так, директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко убежден, что принятие этого, по сути декларативного документа, еще раз подтверждает, что украинская власть на сегодняшний день лишена какого бы то ни было четкого правового инструментария, позволяющего всерьез вести переговоры о создании объединения такого формата. Вместе с тем он считает, что поспешное одобрение документа в оппозиционной редакции провластным парламентским большинством может трактоваться как определенный сигнал российской стороне, чтобы та заняла более гибкую позицию в вопросе ценовых параметров газовых поставок.
"Этим законом посылается определенный сигнал российской стороне: так как вы не идете нам на уступки в вопросе цены, так и мы не идем вам на уступки (в вопросе создания консорциума)", - отметил эксперт.
В декларативности документа, в части ожидания быстрых изменений структуры внутреннего газового рынка и возможных подвижек в вопросах консультаций по созданию консорциума, убежден и независимый энергетический эксперт Александр Нарбут. "Закон это еще не действие. Не один закон не может работать, если нет политической воли", - сказал Нарбут, отметив при этом, что говорить о скором перемещении декларативных заявлений участников переговоров по консорциуму в реальную плоскость, сегодня не приходится.
В свою очередь директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что принятием закона украинские власти демонстрируют своим партнерам, как на Востоке, так и на Западе, серьёзность намерений в реформировании государственного газового сектора с сохранением возможности создания в будущем трехстороннего объединения вокруг украинской ГТС.
"То есть потенциально мы показываем "Газпрому", что можем в перспективе рассматривать вопрос создания консорциума, а Евросоюзу - что мы готовы видеть европейскую сторону в составе этого консорциума, и для этого стараемся реформировать наше газовое хозяйство по европейским стандартам", - пояснил эксперт, подчеркнув при этом, что в существующей редакции закон все же напрямую не дает возможности создавать консорциум на базе украинских активов.
Эксперт подчеркнул, что сам закон вряд ли сыграет какую-либо знаковую роль в переговорах Киева и Москвы по ценовым параметрам газового контракта, поскольку переговорный пакет на уровне "Газпрома" имеет жесткое разграничение. Кроме того, считает эксперт, проведение реформирования "Нафтогаза", с выделением из его состава отдельных субъектов хозяйствования, не открывает для украинской стороны в будущем возможностей пересмотра условий контрактов от 2009 года, опираясь лишь на моменты изменения организационно-правовой формы украинского госхолдинга. "Этот вопрос полностью оговорен в международном праве и непосредственно в самом контракте, согласно которому любые изменения, происходящие с контрагентом, подразумевают под собой наличие правопреемника", - сказал эксперт.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЗАЙМЫ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ТРУБЫ
Аргументируя необходимость принятия закона, представители украинского правительства неоднократно указывали на то, что он является первоочередным условием представления европейскими финансовыми учреждениями кредитов на реализацию проекта модернизации ГТС.
Еще летом 2011 года "Нафтогаз Украины", Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк подписали документы о намерениях по выделению этими финансовыми организациями средств в размере более 300 миллионов долларов на модернизацию украинской ГТС. Впоследствии выделение займа было отложено на неопределенное время из-за того, что Украина не провела реформирование газового сектора. В марте еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер заявил в Киеве, что кредитные средства на проект модернизации могут быть выделены до августа.
Украинские эксперты не имеют единого мнения в отношении перспектив, которые принятие закона открывает перед "Нафтогазом". Владимир Омельченко убежден, что закон не будет способствовать повышению кредитного доверия к госхолдингу со стороны европейских финучреждений, поскольку его принятие можно расценивать, как очередную имитацию реформ в газовом секторе. "Я не вижу, что он будет способствовать получению Украиной крупных европейских займов, поскольку условием их привлечения должно быть реальное реформирование, а не имитация", - говорит эксперт.
В свою очередь Дмитрий Марунич уверен, что перспективы по займам есть, поскольку отделение транспортирующей газовой компании, не отягощенной непрофильными активами, создаст прозрачную и понятную для еврочиновников схему для инвестиций.
"На основе закона, помимо прямого разделения функций, должно произойти избавление от так называемых непрофильных активов. Это создаст прозрачную и понятную для европейцев структуру и, безусловно, сдвинет вопрос кредитования ЕБРР с мертвой точки", - отметил эксперт.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ
Среди всего прочего, эксперты видят определенную политическую составляющую в поспешном одобрении документа вышедшего из-под пера депутата Юрия Кармазина, входящего в состав оппозиционной парламентской фракции "Наша Украина". Так, Владимир Омельченко считает, что учитывая принципиальную позицию фракции "БЮТ-Батькивщина" по данному вопросу, это может стать еще одним разделяющим моментом на пути возможного создания широкого объединения оппозиционных сил на предстоящих парламентских выборах.
Тем временем представитель парламентской фракции "БЮТ-Батькивщина" Сергей Соболев заявил, что в одобренном Верховной Радой законе о реформировании нефтегазового комплекса заложена возможность приватизации ГТС. "На наш взгляд, этот закон четко определяет процедуру приватизации через размытие пакетов государственных акций", - сказал депутат.
По его словам, во время подготовки законопроекта к принятию во втором чтении и в целом из его текста была изъята норма о запрете прямой приватизации активов "Нафтогаза".
"Вместе с тем появилась статья, в которой прямо указывается путь, как будет проходить приватизация. Это передача целого ряда активов "Нафтогаза" акционерным обществам при участии частного капитала", - добавил депутат.
В то же время лидер фракции правящей на Украине Партии регионов Александр Ефремов отверг эти обвинения оппозиции и заявил, что одобренный Радой документ не предусматривает приватизации ГТС.
Представитель партии власти подчеркнул, что приняв закон, Украина выполнила свои обязательства перед Европой по разделению транспортировки, добычи и продажи газа.