Психолог советует москвичам не перегружать детей знаниями при подготовке к школе
16 апреля 2012 года
Подготовка детей к учебе в первом классе должна проходить творчески, родителям не стоит перегружать их знаниями, сообщила в понедельник детский психолог, соавтор проекта "Изучение готовности первоклассников к обучению в школе" Ольга Даниленко на мультимедийной пресс-конференции в .
Пресс-конференция была организована в связи с выходом в свет исследования "Портрет московского первоклассника", подготовленного в рамках проекта "Социальный навигатор" с опорой на научные изыскания Московского центра качества образования и Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.
"Мы не должны представлять, что дошкольный период должен быть дубляжом школьного обучения", - считает Даниленко.
По ее словам, ребенок дошкольного возраста отличается от школьника способностью усвоения информации. Кроме того, отметила психолог, зачастую при прохождении подготовительных курсов дети теряют "ожидание обучения", поскольку уже знают, что такое учиться, и нередко ждут от этого процесса только неприятностей.
"Дошкольная подготовка должна быть вплетена в игровую форму, в жизнь ребенка", - пояснила Даниленко.
Она советует родителям при выборе учреждения для дошкольной подготовки детей внимательно смотреть документы и читать отзывы.
Между тем, добавила психолог, не все дети, приходя в первый класс, умеют читать, что ставит новые задачи перед учителями и создает трудности самому ребенку.
"Дело в том, что печатный текст помогает ориентироваться и в другой информации", - уточнила она.
По словам Даниленко, семья ребенка должна рассматриваться как полноправный участник образовательного процесса. "Я бы хотела обратить внимание родителей на то, что большое значение играет их установка к обучению", - подчеркнула она.
Она отметила, что ребенок лучше адаптируется к обучению в школе, если "научится управлять своими реакциями". "В школе ребенку часто приходится иметь дело с новыми явлениями. Ему важно не бояться этого. Некоторые дети не могут сразу переключиться на новую информацию", - пояснила Даниленко.
Руководитель Центра оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина Ковалева сообщила, в свою очередь, что проект по исследованию готовности первоклассников к обучению реализуется уже пять лет в 15-ти регионах России и показал, что до 40% детей не готовы по ряду позиций успешно обучаться, а порядка 20% не готовы слушаться учителя. При этом в последние годы число детей, показывающих хорошие академические результаты по математики и естествознанию, снизилось вдвое.
"Основная идея проекта - определить направления психолого-педагогической поддержки, которая позволит добиваться успехов ребенку", - сказала Ковалева.
По ее словам, если организации, государство и школы откликнуться на результаты исследования, то может появиться возможность разработать методику для достижения школьниками хороших результатов в обучении.