Подготовка заключенных к амнистии в РФ потребует около трех месяцев
16 апреля 2012 года

Амнистию заключенных как в Петербурге, так и по всей России проводить необходимо, но только после тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за три месяца до освобождения человека, полагают эксперты.

Депутаты от ЛДПР во главе с лидером партии Владимиром Жириновским внесли на рассмотрение Госдумы проект постановления об объявлении амнистии к вступлению в должность избранного президента Владимира Путина. В соответствии со статьей 103 Конституции РФ Госдума наделена правом объявления амнистии.

ПОДГОТОВКА К ВОЛЕ

Акт об амнистии депутаты предлагают распространить на несовершеннолетних; совершеннолетних лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет; женщин с детьми, а также беременных женщин и женщин старше 55 лет. В этот список предлагается также включить мужчин старше 60 лет; мужчин, имеющих детей в возрасте до трех лет и лиц, имеющих I, II или III группу инвалидности, а также тех, у кого срок наказания составляет менее пяти лет.

"Амнистия должна быть. При разумном подходе это будет означать гуманизацию общества, однако любая амнистия должна быть подготовлена. К сожалению, мы до сих пор не знаем состава амнистированных, их числа. Социальные службы готовы принимать людей, работать с ними, но этому должен предшествовать серьезный подготовительный процесс. Если это несовершеннолетние или ребята, у которых нет образования, то, наверное, они должны закончить какие-то курсы - сама система ФСИН это позволяет", - рассказал уполномоченный по правам человека в Ленобласти Михаил Козьминых на пресс-конференции в петербургском медиацентре .

По его словам, подготовительная работа должна начинаться хотя бы за три месяца до освобождения, так как очень часто у людей, попавших в заключение, нет ни жилья, ни документов для нормальной жизни на воле.

"Если амнистию провести в ближайшее время, службы занятости не успеют в полной мере уведомить всех освободившихся о вакансиях. В Ленобласти принято постановление, согласно которому снижается налоговая нагрузка на предприятия, принимающие на работу бывших заключенных. Мне кажется, можно было бы сделать специальные квоты - по аналогии рабочих мест для инвалидов", - рассказал Козьминых.

По его словам, область способна принять всех, кто желает работать. Социальные службы должны на выходе из тюрем не потерять ни одного человека, сопровождать всех, кто должен встать на медицинский учет. Кроме того, никто не мешает провести, например, жилищную амнистию - помочь людям, по тем или иным причинам потерявшим жилье, предположил омбудсмен.

"По нашим оценкам, работает только каждый четвертый осужденный. Если уменьшить число заключенных, то у них появится больше шансов найти работу уже на свободе. При этом надо сказать, что количество осужденных по так называемым "наркотическим" статьям увеличилось, и это тот контингент, который в 30-60% случаев совершает повторные преступления. Наверное, такие статьи не должны рассматриваться с точки зрения амнистии, тут надо принимать какие-то решения по принудительному лечению", - добавил Козьминых.

ЗАКЛЮЧЕННЫХ СТАЛО МЕНЬШЕ

Если в 2000 году число людей, содержащихся в Первом следственном изоляторе ("Кресты"), достигало 10 тысяч, то сегодня их меньше трех тысяч, рассказала помощник начальника УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти по соблюдению прав человека в местах лишения свободы Елена Кузнецова.

"Никто не говорит о том, что всех стали оставлять на свободе. Просто появился более дифференцированный подход в отношении избрания меры пресечения. Мера содержания под стражей является крайней, и если раньше исходили из удобства органов дознания, то сейчас вся правовая практика настроена на индивидуальный подход. Количество лиц, содержащихся под стражей, уменьшилось более чем на 50%", - сообщила Кузнецова.

Согласен с этим и Козьминых, по словам которого, идет значительное снижение количества осужденных в области - с 10 до 6,9 тысячи человек за последние два-три года.

При этом на содержание одного взрослого человека в тюрьме, включая все вещевое имущество, уходит 2,731 тысячи рублей в месяц, сообщила Кузнецова. На несовершеннолетнего подростка государство тратит 3,796 тысячи рублей в месяц, а на питание порядка 70 рублей в день на взрослого и порядка 100 рублей для подростка.

ЧЕМ БОЛЕЮТ В ТЮРЬМАХ

При этом все люди, попадающие в СИЗО, обязательно проходят полное медицинское обследование, добавила Кузнецова. Пока ситуация с заболеваемостью в тюрьмах, например, по числу ВИЧ-инфицированных является зеркальным отражением заболеваемости в регионе.

"По официальным данным, у нас сейчас содержится 5% ВИЧ-инфицированных, высок процент болеющих туберкулезом, например в 2010 году статистика показала, что у нас больных туберкулезом до 39 тысяч", - рассказала заведующая сектором социологии, девиантности и социального контроля Социологического института РАН Татьяна Шипунова.

Заболеваемость и смертность в российских тюрьмах за последние десять лет снизилась на 3%. Среди лиц без определенного места жительства, которые не имеют жилья и не имеют возможности устроиться на работу, только потому, что не могут легализовать свое положение в обществе, одна треть - это бывшие заключенные.

"Около 40% осужденных склонны к рецидиву. Мировая статистика показывает, что стабильный средний уровень рецидива - 27%, это воспроизводимая преступность в любом обществе. Различные психические отклонения имеют 29% заключенных, 8-10% страдают алкоголизмом и наркоманией, а число заключенных 14-15 лет повысилось более чем вдвое за последние 10 лет", - сообщила Шипунова.

Тем не менее, уменьшение числа тюремного народонаселения - прогрессивный процесс, свидетельствующий о постепенной декриминализации общества, убеждена социолог.

"Другое дело, что эти люди, выйдя на свободу, утяжелят социальную ситуацию. Всплеск преступности наблюдается при каждой амнистии, более того, возрастает уровень страха перед преступностью - и это один из показателей социального неблагополучия", - добавила Шипунова.