Минфин РФ планирует добиться для налоговой права требовать данные о посредниках в сделках
28 апреля 2012 года

Минфин РФ планирует добиться для налоговых органов права потребовать информацию о посредниках, участвующих в сделках проверяемых компаний, говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", опубликованном на сайте Минфина.

"В число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке статьи 93.1 Налогового Кодекса, должны быть включены лица, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг)", - говорится в документе.

ПРОВЕРКА ПРОТИВ ОДНОДНЕВОК

Минфин считает, что эта мера поможет бороться с использованием схем с участием "фирм-однодневок".

"Истребование таких документов производится налоговым органом при проведении налоговых проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Поправки призваны усилить ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки", - считает Минфин.

Наряду с этим Минфин считает, что налоговым органам следует предоставить право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.

Параллельно надлежит закрепить срок ознакомления налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, отмечает Минфин. "Целесообразно увеличить срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки до одного месяца (в настоящее время - 15 дней). Также месяц, а не 10 дней, должен быть срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок", - говорится в документе.

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПРОТИВ ОФШОРОВ

Одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью офшоров является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что нераспределяемый между собственниками доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца, то есть материнской компании.

"Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок. Для введения в законодательство принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний предполагается, в первую очередь, законодательно определить понятие такой компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации", - говорится в документе.

Минфин предлагает ввести для российских компаний обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. "В законодательстве должен указываться ряд условий, при соблюдении которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также должно являться предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов", - подчеркивает Минфин.

Минфин напоминает, что в российском законодательстве не используется термин "юридическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации", а употребляется вместо него термин "российская организация". "Данное определение является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними компаниями", - сообщается в документе. Поэтому Минфин планирует в среднесрочной перспективе внести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях РФ.

"Помимо указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях", - говорится в документе.