Медведев критикует СПЧ за невнимание к "обычным делам", но зовет работать еще
28 апреля 2012 года

Уходящий с поста президента и возможный будущий премьер Дмитрий Медведев назвал работу Совета по развитию гражданского общества и правам человека за прошедшие четыре года полезной, но упрекнул СПЧ в том, что он часто защищал права отдельных людей - фигурантов "раскрученных резонансных дел", таких, например, как дело Ходорковского.

На заключительном в ходе нынешнего срока своих полномочий заседании СПЧ Медведев признал, что в области защиты прав человека совет часто пытался "объять необъятное", и выразил надежду, что правозащитники будут сотрудничать с "открытым правительством", которое он вскоре может возглавить.

Сами правозащитники тоже надеются на продолжение, хотя и пока не могут однозначно сказать, в каком именно формате будет работать их структура и кто из нынешних членов в нее войдет. Уже после заседания стало известно, что из состава совета решила выйти директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова, которая намерена сосредоточиться на "повседневной гражданской деятельности".

Как ожидается, Медведев может быть утвержден Госдумой в качестве главы кабинета министров 8 мая - на следующий день после инаугурации избранного президента РФ Владимира Путина.

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

"Я уверен, что совет продолжит свою работу, и надеюсь, что принесет немало пользе стране и ее гражданам", - сказал Медведев, открывая заседание СПЧ.

Президент РФ и возможный будущий премьер-министр выразил уверенность, что Совет будет дальше "приносить плоды", а дальнейшее взаимодействие с советом может идти на разных площадках, в том числе и в рамках открытого правительства.

"Убежден, что востребованность ресурса гражданского общества будет только возрастать, и для этого будут выбираться все новые и новые формы. В этом плане я остаюсь в вашем распоряжении", - подчеркнул Медведев.

В октябре 2011 года президент РФ представил проект новой - по сути двухпалатной - конфигурации правительства. Согласно планам, традиционный "узкий" кабинет в будущем может дополнить "большое" или, как его стали называть позже, "открытое" правительство с участием представителей гражданского общества. По замыслу Медведева, открытое правительство должно стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партий, местных и муниципальных органов власти и всевозможных институтов гражданского общества.

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Однако не все в деятельности совета устроило Медведева, о чем он прямо заявил правозащитникам.

"Мы очень часто возвращались к резонансным, но единичным случаям. За примером далеко ходить не надо. Это уголовные дела Ходорковского, Магнитского. В ряде случаев это было вполне оправдано, но в целом это создавало впечатление, что совет заинтересован по высокорезонансным, раскрученным делам", - сказал Медведев на заседании совета.

На заседании в декабре 2011 года СПЧ принял решение рекомендовать президенту РФ инициировать пересмотр приговора по второму делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, получивших по 13 лет колонии за хищение нефти и отмывание выручки. В начале марта Медведев поручил генпрокуратуре проверить законность и обоснованность обвинительных приговоров.

Президент отметил, что количество лиц, в вине которых возникает сомнение, намного больше и об этом стоит помнить. Глава государства сослался на поступавшие к нему обращения, в том числе из мест лишения свободы, где его прямо упрекали в отсутствии внимания к "нерезонансным случаям".

По его словам, на такие дела также стоит обращать внимание, даже "при понимании того, что какие-то дела являются знаковыми и, наверное, определяют общий уровень порядка в стране".

Также Медведев констатировал, что в течение последних четырех лет совет "пытался объять необъятное, распылялись по самым разным направлениям".

"Это понятно, но зачастую это все-таки непродуктивно. Любой власти, даже президентской, недостаточно, чтобы решить все проблемы на одном заседании. А вот тематически заседания, будь то обстановка с правами человека на Кавказе, экология, другие вопросы, они оказались весьма и весьма полезны и включали в себя набор предложений, находящихся в русле одной темы, как, собственно, и сами поездки в регионы", - добавил президент, отметив, что эта практика себя полностью оправдала.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Глава государства отметил, что на своем посту изучил "большое количество докладов и законопроектных предложений", которые были согласованы советом. Несмотря на то, что он был согласен не со всеми предложениями, значительная их часть "была полезна и для понимания ситуации... и для принятия целого ряда назревших решений".

Он сообщил, что лично изучал все адресованные ему письма и давал соответствующие поручения госаппарату, который в ряде случаев "не показывал лучших качеств". Тем не менее, по словам Медведева, совету неоднократно удавалось ускорить работу государственного механизма.

В качестве примера он назвал решение об отмене трехлетнего испытательного срока для вновь назначенных судей, что призвано повысить их независимость от председателей судов.

"Некоторые позитивные вещи касаются инициатив совета, которые связаны с изменением в уголовно-процессуальном законодательстве, включая возможность ходатайствовать о медицинском свидетельствовании с целью замены меры пресечения", - добавил Медведев, отметив, что это решение было принято в контексте рассмотрения дела Магнитского.

В то же время, сказал президент, были и такие инициативы, которые пока не удалось реализовать.

Среди заслуг совета президент отметил его роль в создании общественного телевидения.

"Кто-то говорит, что время ушло и никакого общественного телевидения не нужно - есть интернет. Кто-то говорит, что есть государственные каналы, которые должны быть превращены в общественное телевидение. Но этого института не было, и он будет. Посмотрим, что из него разовьется. В любом случае, этот институт появился в том числе и благодаря совету, который принимал активное участие в разработке его концепции", - подчеркнул Медведев.

Старт созданию в РФ общественного телевидения по сути был дан на прошлой неделе - с подписанием соответствующего президентского указа. Площадкой для общественного ТВ может стать телеканал "Звезда". Состав совета, который будет управляющим органом нового телеканала, будет утверждать президент. Также за главой государства останется право назначать главреда (он же гендиректор). Критики заявляли, что в таком виде телеканал не будет по-настоящему независимым от государства и что речь идет фактически о создании еще одного госканала.

НАДЕЖДЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Сами правозащитники, напротив, считают свое участие в создании новой общественной площадки недостаточным по независящим от них причинам.

"Мы не смогли довести до конца и дело о создании Общественного телевидения. Не наша вина, что после 1 марта нас попросту отодвинули от подготовки указа. Остается надеяться, что предложения совета будут востребованы новым правительством при разработке устава общественного телевидения, при подготовке поправок в законодательство, при создании общественного радио", - сказал председатель СПЧ Михаил Федотов на заседании.

В целом, правозащитники надеются, что их мнение будет востребовано не по отдельным вопросам, а на постоянной основе, но уже не под эгидой президента. В частности, глава Московской Хельсинской группы и член СПЧ Людмила Алексеева в субботу предложила сохранить Совет в нынешнем составе под названием Общественного совета по гражданскому обществу, сообщил член организации Юрий Джибладзе.

"Она (Алексеева) считает, что совет нужно сохранить, потому что сформировался реальный и очень энергичный коллектив... активных людей высокого профессионального уровня. Она считает, что его нужно сохранить в таком же составе под названием Общественный совет по гражданскому обществу и правам человека, который будет продолжать взаимодействие с властью, но уже как общественный совет, не при президенте", - сказал Джибладзе.

Однако некоторые члены совета полагают, что "энергичный коллектив активных людей" претерпит персональные изменения после прихода к власти Владимира Путина.

"Насколько я понимаю, не все члены Совета будут приглашены новым президентом в члены совета, а работа сделана большая, много наработок, много планов", - заявила член СПЧ Панфилова, не исключив, что ряд ее коллег может быть приглашен в качестве экспертов в открытое правительство.

При этом она сама покидает совет, об этом стало известно уже после встречи с Медведевым.

"Я считаю, что сейчас общественная ситуация такова, что мне важнее сейчас оставаться гражданским активистом, потому что остальные изменения в обществе сейчас зависят не от власти, а от общества", - сказала Панфилова , пояснив, что будет продолжать правозащитную деятельность.

"Я сегодня президенту честно сказала, что я вижу себя не в совете, а в обычной, повседневной, гражданской деятельности", - отметила она.

Панфилова - директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл- Россия" (Центр ТИ-Р). Основное направление ее текущих работ и исследований связано с выработкой антикоррупционной стратегии для стран с переходным типом демократии, исследованиями в области коррупции, разработкой законодательных проектов и инициатив в антикоррупционном поле и в области свободы доступа граждан к информации, мониторингом за применением законодательства в ранее перечисленных областях, мониторингом и исследованиями в сфере политической коррупции.

Со своей стороны Джибладзе считает, что перспективы взаимодействия совета с открытым правительством, о которых говорил Медведев, пока не определены.

"Понятно, что в индивидуальном качестве многие из нас занимаются проблемами, которыми также это открытое правительство (будет заниматься)... Понятно, что их знания будут в индивидуальном качестве... востребованы в открытом правительстве... Но возможно ли что-то коллективное, скажем так, у меня такого представления совершенно нет. Не очень понимаю, как это будет работать", - сказал Джибладзе.

В оценке своей деятельности правозащитники в целом оказались солидарны с президентом.

"Понятно, что многое было не сделано, не доделано. Многократно повторялось, что на многие проблемы мы смотрим по-разному - правозащитники и президент. Часто он с нами был не согласен, где-то был согласен. Но в целом он оценил процесс как позитивный", - сказал Панфилова.

С ней солидарен Джибладзе, который считает, что несмотря на то, что многие проблемы совету решить не удалось, он работал не зря.

"Все равно, несмотря на эти разочарования, я думаю, что многие члены совета с достаточным интересом и, может быть, даже желанием будут взаимодействовать с ним (Медведевым) или командой его уже в ипостаси премьер-министра и его правительства", - добавил правозащитник.