Друзья и коллеги вспоминают актера Анатолия Равиковича
9 апреля 2012 года
Известный театральный и киноактер Анатолий Равикович, который скончался в воскресенье в Санкт-Петербурге на 76-м году жизни после непродолжительной болезни, был талантливым комедийным актером, человеком удивительной иронии и высоким профессионалом, сказали его друзья и коллеги.
Широкой аудитории Анатолий Равикович известен, в первую очередь, по роли Хоботова в культовом фильме Михаила Козакова "Покровские ворота". Интеллигентный, обаятельный, экспрессивный чудак, влюбленный в поэзию, плохо приспособленный к реальности и мучительно зависимый от авторитарной экс-супруги, полюбился миллионам зрителей нескольких поколений.
Роль Хоботова стала визитной карточкой актера, но еще и до 1982 года, когда фильм вышел на экраны, Анатолий Равикович сыграл ряд небольших ролей в кино: впервые он появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова "Агония" (1974), затем были небольшие роли в киноповести "Воздухоплаватель", в короткометражке "Театральные истории".
Несмотря на громкую кинославу, Равикович был, в первую очередь, театральным актером, беззаветно преданным сцене, понимающим актерскую профессию как высокое призвание и служение искусству.
Равикович окончил Ленинградский государственный институт театра и кинематографии (ныне - СПбГАТИ) в 1958 году и поступил в труппу драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Через два года он стал актером Сталинградского театра имени Горького. После нескольких лет работы в провинции, Равикович вернулся в родной Санкт-Петербург. Здесь, в начале 1960-х он познакомился с главным режиссером Театра им. Ленсовета Игорем Владимировым и вскоре поступил в труппу. Этой знаменитой сцене артист прослужил почти двадцать пять лет, сыграв ряд заметных ролей, в том числе Мармеладова в "Преступлении и наказании", Санчо Панса в "Дульсинее Тобосской". Здесь он встретил свою судьбу - актрису Ирину Мазуркевич, с которой состоялся блестящий дуэт в спектакле "Малыш и Карлсон".
Последним театром и вторым домом стал для актера Театр Комедии им. Акимова, куда Равикович пришел в 1988 году. Его дебютом на этой сцене стала роль Аметистова в "Зойкиной квартире" по Булгакову, потом были роли в спектаклях "География" по Фришу, "Ромул Великий" по Дюрренматту, "Укрощение строптивой" по Шекспиру, "Мещанин во дворянстве" по Мольеру и другие. Анатолий Равикович стал ведущим актером театра.
"Он тут же проникся традицией знаменитого акимовского дома, принял атмосферу театра, а мы, естественно, приняли его. Это был тот дом, который по праву принадлежит этому талантливому комедийному артисту. Это человек удивительной иронии, а не поверхностного юмора, который мы часто наблюдаем сегодня и который может рассмешить человека на секунду, но не более. У Анатолия Равиковича за ним стояла глубина и понимание человеческой психологии", - рассказал коллега Равиковича, актер Театра им. Акимова Валерий Никитенко.
Последними ролями Равиковича в этом театре стали Гаук ("Средство Макропулоса") и Сарафанов ("Свидания в предместье").
Анатолий Равикович отдавал театру все свои силы, не ограничиваясь ролями только в родном театре. На его счету - несколько ролей в антрепризных спектаклях: "Поза эмигранта", "Ужин с дураком", "Цены" (Театр имени Чехова).
Отводя центральное место в своей жизни сцене, Равикович не забывал и про кино. Среди его заметных - Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева "Загадка Эндхауза", кардинал Мазарини в фильмах Юнгвальд-Хилькевича "Мушкетеры 20 лет спустя" и "Тайна королевы Анны или мушкетеры тридцать лет спустя".
В 2000-х годах Равикович сыграл Расплюева в двухсерийном фильме "Джокер" Михаила Козакова, Тартарена в "Тартарене из Тараскона" Дмитрия Астрахана, старого бухгалтера-зануду в семейной комедии "Операция "Эники-Беники". В 2009 году вышло очередное продолжение "Мушкетеров" - "Возвращение мушкетеров", где Равикович вновь сыграл Мазарини. На счету Равиковича - несколько ролей в сериалах. Всего он снялся более чем в сорока фильмах.
Коллеги Анатолия Равиковича, работавшие с ним в театре и кино, вспоминают его как высокого профессионала, как интеллектуального актера.
"Он был очень умным актером. Играть комедию вообще может только умный артист, это уж очень сложный дар. Поэтому казалось, если Равикович снимается в картине, значит все будет хорошо", - говорит актриса Наталья Крачковская, работавшая с актером на съемочной площадке фильма "Покровские ворота".
Для коллег и близких людей Равикович был не только талантливым актером, но и человеком, обладавшим редкими человеческими качествами.
"Конечно, уход такого замечательного артиста и замечательного человека большая потеря", - отметил Леонид Броневой.
"Анатолий был очень милый, добрый, мягкий, небольшого роста человек с веселыми глазами, который острил, шутил, был такой живчик. Он был очень уютный какой-то. И, конечно, блистательный актер, таких очень мало. Анатолий был настолько внимательный, что мне казалось, он никогда в жизни никого не обижал. Всегда от него веяло теплом доброты человеческой. Он и в картинах такой, все-таки каждый актер в какой-то степени играет себя", - рассказала Наталья Крачковская.
Гражданская панихида по Анатолию Равиковичу пройдет в среду в 11 утра в Театре им. Акимова, после чего актер будет похоронен на "Литераторских мостках" Волковского кладбища в Петербурге, сообщила в понедельник Марина Быкова, завлит академического Театра комедии им. Акимова.