День памяти погибших подводников
7 апреля 2012 года

Военно-морской флот России отмечает в субботу День памяти погибших подводников.

Ниже приводится справочная информация.

Памятный день был установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278 "Комсомолец".

АПЛ К-278 "Комсомолец" была спущена на воду 9 мая 1983 года и по своим тактико-техническим характеристикам опережала время примерно на четверть века.

Она имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов. При этом ее невозможно было обнаружить и поразить существующим на то время оружием. В 1984 году вошла в состав флотилии подводных лодок Северного флота.

7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда атомная подводная лодка "Комсомолец" возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, возник объемный пожар в одном из отсеков с последующим его выгоранием и разгерметизацией систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки в надводное положение экипаж вел борьбу за живучесть в течение шести часов, "заглушил" реактор и принял все меры защиты от развития ядерных процессов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий (Норвежское море).

При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки Евгений Ванин, 27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "А. Хлобыстов". За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 - посмертно) были награждены орденом Красного Знамени, имена погибших увековечены на мемориальной доске в Никольском морском соборе в Санкт-Петербурге.

Профессия моряка-подводника является одной из самых трудных на земле, одной из немногих профессий особого риска. Она сопряжена с ежеминутной опасностью. Моряки-подводники погибали и в военное время, и в мирное. Печальный счет был открыт 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин". Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды смогли спастись.

В России во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920) погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) - 101. Во многих случаях экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем.

Аварии и катастрофы на подводных лодках случались и в мирное время. В отечественном подводном флоте наиболее частой причиной аварий с гибелью личного состава является пожар на борту. Сопоставимой с пожаром причиной, приводящей к гибели людей, является взрыв на борту, а также различные технические неисправности. Также часто причинами катастроф становились столкновения или поступление воды в прочный корпус.

Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России стала гибель 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера "Курск" с 118 членами экипажа на борту.

В память о погибших подводниках, с честью выполнивших свой долг перед Отечеством, 7 апреля в момент подъема флагов на кораблях и судах всех флотов проходит минута молчания, а в частях подводного плавания и в военно-морских институтах проводятся вечера памяти, посвященные мужеству и героизму российских подводников.