Юбилейный концерт знаменитого тенора Соткилавы устроит Большой театр в мае
12 марта 2012 года
Знаменитый тенор, обладатель редкого статуса пожизненного солиста Большого театра Зураб Соткилава, отмечающий в понедельник 75-летие, рассказал , как необычно складывалась его певческая судьба, кому он обязан творческими успехами и как будут отмечать его юбилей в родном ГАБТе.
ИЗ ФУТБОЛИСТОВ В АРТИСТЫ
По словам Соткилавы, почти все в его семье "мартовские" - и дочка, и внучка. А с супругой они вообще родились в один день.
"Жена - профессиональный музыкант, две дочки закончили музыкальную школу. Поэтому строгий контроль со стороны моих близких был всегда. Главный судья - супруга, которая всегда указывала на промахи. Все, чего я достиг в искусстве и в жизни - это заслуга жены, которая всегда стояла на страже моих интересов, следила за тем, чтобы меня не беспокоили перед спектаклем, чтобы не нарушался режим, а он довольно строгий у певца. Благодаря ее заботам, я всегда выходил на сцену свежий, ухоженный, сытый и отдохнувший", - поделился юбиляр.
Путь Соткилавы в искусство - необычен. Вначале он и не думал про пение - увлекался футболом и в 14 лет уже играл за сборную Сухуми, а потом был приглашен в тбилисское "Динамо", возглавил сборную и выиграл первенство СССР по футболу. Званием чемпиона СССР по футболу гордится до сих пор. После травмы, уйдя из спорта, Соткилава пошел учиться в "серьезный" Политехнический институт. Но пение как-то незаметно стало внедряться в его судьбу.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТЕНОРА
"В Грузии все поют. Моя бабушка, ее сестра и мама хорошо пели, - рассказал Соткилава . - Я помню вечера во время войны в Сухуми , когда все собирались в нашем дворе. Бабушка играла на гитаре и под ее аккомпанемент исполняли так называемый грузинский городской романс. Я тоже лет в 8 стал подпевать, но никто не видел во мне будущего певца, и никому в голову не могло придти, что это станет моей профессией", - рассказал Соткилава.
Но потом родители захотели, чтобы сын получил музыкальное образование. У самого Зураба, по его признанию, особого желания учиться музыке поначалу не было - "главное - это футбол, потом учеба в школе, институт". Но известные педагоги, музыканты видели, что у него есть голос и предлагали заниматься. Вначале считали, что у него баритон, но потом голос стал повышаться, и сам, Соткилава, насмотревшись популярных тогда музыкальных фильмов про Карузо, захотел стать тенором. Теперь Зураб Лаврентьевич отмечает и день рождения тенора Соткилавы - 12 декабря 1962 года, когда об этом возвестил его учитель профессор Давид Андгуладзе.
"За голос" Соткилаву приняли в Тбилисскую консерватории, хотя он не знал ни сольфеджио, ни музыкальной грамоты. Его охотно приглашали участвовать в концертах. И даже включили в группу, которая готовилась к выступлению в международном фестивале молодежи в Алжире.
"Фестиваль тогда не состоялся, но на предварительном прослушивании присутствовали Иосиф Туманов - главный режиссер КДС и Большого театра и Вартанян, заведовавший всей музыкой в СССР, - вспоминает Соткилава. - И тут случилось невероятное. Они предложили мне отправиться учиться в Италию. Потом пришла телеграмма от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, и меня стали оформлять для выезда за рубеж. За два года в Италии я выучил "Риголетто", "Сельскую честь", "Богему", "Лючию де Ламмермур".
УТРАЧЕННАЯ "ТОСКА" И ЗВЕЗДНЫЕ РОЛИ
Затем были победы на конкурсе певцов в Болгарии, Москве, Золотая медаль и гран-при в Испании, где Соткилава вместе с Еленой Образцовой произвели настоящий фурор. Блистательные выступления за рубежом. И, наконец, дебют на сцене Большого театра в "Кармен" в 1973 году, а в 1974 году Соткилава был приглашен в труппу Большого театра. "Я пришел в Большой, когда там работал Борис Покровский, Александр Лазарев, пели Атлантов, Милашкина, Нестеренко, Образцова, Архипова Касрашвили, Мазурок", - вспоминает Соткилава.
По его словам, уровень работ Большого, который в том время выпускал по восемь премьер - классических и современных - в сезон, был потрясающий.
"В этом время были в Большом и Вишневская с Ростроповичем, хотя уже тогда у этой звездной пары начались трения. И ту они пригласили меня записать с ними "Тоску". Навсегда запомнил я тот единственный момент совместной работы. С Ростроповичем до этого я не был лично знаком. Но он вошел и сразу приветствовал меня - "Привет, Зурабчик", как закадычного друга. Мы записали тогда неподражаемые 19 минут оперы. Но на этом все и закончилось - нам запретили продолжать запись. К сожалению, она пропала бесследно, видимо была уничтожена, и все мои поиски оказались напрасными", - рассказал Соткилава.
Соткилава много пел в Большом, а самыми значительными своими оперными работами считает "Отелло" и "Кармен": "Эти два спектакля и драматургически, и по музыке были близки мне. Я очень чувствовал своих героев и жил в этих образах по-настоящему".
Сегодня Соткилава не участвует в оперных спектаклях - певец перенес травму и решил, что на сцене нельзя хромать. В основном он выступает с концертными программами, но обладает статусом пожизненного солиста Большого театра и в любую минуту, если захочет спеть в спектакле, ему будет предоставлена такая возможность. Помимо Соткилавы, этот статус есть только у Нестеренко, Образцовой и Касрашвили.
Юбилейный вечер Соткилавы состоится в Большом театре 12 мая. Программу для него знаменитый тенор уже подготовил и начинает прокатывать ее на концертах по стране.
По словам певца, он очень любит выступать в городах, где открываются новые оперные театры - в Саранске, Волгограде, и очень радуется, что появляются великолепные театральные здания.
"400 лет говорят о том, что элитарное оперное искусство умирает, а опера жива, интерес к ней огромный, - уверен Соткилава. - И это несмотря на то, что телевидение сделало все для того, чтобы классическая музыка исчезла с поля зрения. Публика, которая на оперных спектаклях и концертах до отказа заполняет залы, очень чуткая, интересующаяся, открытая новому".