Рособоронпоставка предлагает закрыть аффилированным компаниям доступ к оборонзаказу
1 марта 2012 года
Глава Рособоронпоставки Надежда Синикова предложила законодательно ограничить доступ к участию в торгах по гособоронзаказу зависимых компаний, имитирующих конкурентную борьбу, а затем устраняющихся от выполнения заказа.
"Мы сталкиваемся с выходом на торги зависимых юридических лиц. Их участие в торгах носит спланированный характер, искусственно снижается цена, имитируется конкурентная борьба, но реальная цель - заключение госконтракта по максимально возможной цене", - сказала она в четверг в интервью "Коммерсанту".
На этапе завершения процедур эти структуры устраняются от выполнения заказа. "В итоге остается только один поставщик, последний, который говорит: "А я не в состоянии снизить цену!" И мы вынуждены заключать с ним контракт", - объяснила Ситникова.
"Мы предлагаем законодательно закрепить ограничения по допуску к участию в торгах и обязанность участников торгов по информированию заказчика об отсутствии зависимости", - сказал она.
ФИКТИВНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО
Синикова добавила, что участие в торгах зависимых лиц - не единственная проблема, с которой сталкивается Рособоронпоставка.
"Представляемые в качестве обеспечения договоры поручительства создают серьезные риски. В 67% случаев нами в результате проверок установлено несоответствие поручителей требованиям законодательства... Оказывалось, что... предприятия-поручители являлись фирмами-однодневками, сдающими нулевую отчетность", - объяснила она.
Кроме того, соответствовали не требованиям законодательства условия почти 80% гарантий, например сроки действия гарантий не охватывали весь срок действия госконтракта, а в 7% случаев гарантии вообще были фиктивными.
Таким образом, поручительство по госконтрактам дискредитировало себя, считает Синикова: "лишь в единичных случаях поручители фактически соответствуют предъявляемым требованиям по уровню прибыли, объему основных средств, размеру капитала и резервов".
"Отчасти это связано с высокими требованиями 94-го закона (о госзакупках). Лишь крайне ограниченное число мегапредприятий удовлетворяют этим требованиям", - объяснила она.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Однако отмену этого института при госзакупках Синикова считает нецелесообразным, поскольку это было бы несправедливым ограничением для участников торгов.
"Необходимо введение в законодательство прямой нормы об установлении серьезной финансовой ответственности за попытку фиктивного обеспечения. Кроме того, в целях исключения предоставления фиктивных банковских гарантий считаю целесообразным предусмотреть предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта только гарантий, выданных уполномоченными банками", - предложила глава Рособоронпоставки.
Кроме того, должен измениться подход судов к фиктивному поручительству, полагает она.
"Мы не разделяем позицию судов, которые фактически снимают с участников госзаказа ответственность за предоставление подложных документов в отношении поручителей, предполагая добросовестное заблуждение участников торгов в отношении фиктивности поручителей. Пока эта позиция не изменится, нас ждет дальнейший рост количества таких нарушений, и мы не добьемся надежного обеспечения госконтрактов", - объяснила Синикова.
ПОСРЕДНИКИ
В ряде случаев проблемы создает участие в торгах посредников, среди которых часто встречаются фирмы-однодневки, сказала Синикова. Их участие в госзакупках сопряжено с серьезными рисками: неисполнение контракта, несвоевременная или некачественная поставка продукции, хищение аванса, объяснила она.
"Хочу отметить, что в части закупок вооружения и военной техники проблема посредников не столь актуальна... Но вместе с тем заказчику требуется и продукция двойного назначения, которая в размещаемом Рособоронпоставкой объеме пока занимает меньшую долю", - оговорилась глава ведомства.
По словам Синиковой, здесь Рособоронпоставка особенно тщательно проверяет заявки.
"И все-таки чтобы избежать возникновения рисков в такой важной сфере, как гособоронзаказ, неплохо было бы закрепить в законодательстве участие в размещении только производителей", - подытожила она.
В марте 2011 года президент Дмитрий Медведев сообщил, что часть обязательств по государственному оборонному заказу в 2010 году "была провалена". Тогда были уволены и привлечены к дисциплинарной ответственности несколько генералов Минобороны и руководители оборонных предприятий. В мае президент на совещании устроил разнос чиновникам, ответственным за срыв сроков по оборонзаказу, и потребовал до конца месяца завершить его размещение и представить ему информацию.
Премьер-министр Владимир Путин заявил, что для исполнения контрактов по гособоронзаказу нужно создать специальную систему контроля. Путин также считает возможным создание в России единого органа, отвечающего за "оборонные контракты".
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) выполняет функции госзаказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения госконтрактов по оборонному заказу. Ее деятельностью руководит президент России. Рособоронпоставка находится в ведении министерства обороны, которое координирует и контролирует ее работу. Положение о Рособоронпоставке утверждено указом президента от 14 мая 2010 года.