Поправки в закон о партиях учитывают требования оппозиции, но выгодны власти
20 марта 2012 года
Поправки, принятые Госдумой в законопроект об упрощении регистрации партий, удовлетворили требования несистемной оппозиции, сохранив при этом выгоду для партии власти, считают эксперты.
По их мнению, принятие документа приведет к появлению большого количества маленьких партий, которые вряд ли преодолеют проходной барьер в Госдуму, однако оттянут протестные голоса у парламентской оппозиции. Кроме того, это позволит переключить протестную активность на улицах на системную партийную работу, добавляют эксперты.
Госдума на заседании во вторник приняла во втором чтении законопроект об упрощении процедур создания политических партий, минимальная численность партии снижается в 80 раз - с 40 тысяч человек до 500. Законопроект единогласно поддержали 443 депутата при необходимых 226 голосах.
При подготовке законопроекта ко второму чтению к документу поступило около полусотни поправок, 16 из которых профильный комитет Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям рекомендовал принять. В частности, была сохранена в тексте норма о минимальной численности партии в 500 человек. Предложения ЛДПР и КПРФ о более высоком барьере для создания партии были отклонены.
КОМПРОМИСС НАЙДЕН
"Отчасти власть идет навстречу несистемной оппозиции. Например, это касается введения в действие закона непосредственно после его публикации и возможности исправления недостатков партийных документов в течение трех месяцев", - сказал политолог Владимир Слатинов.
Одна из поправок, принятых во втором чтении, заключается в том, что данный закон вступит в силу со дня его опубликования, а не с 1 января будущего года, как это предполагалось первоначально. Еще одна поправка предполагает, что Минюст может приостанавливать на три месяца деятельность политической партии в случае выявления ошибок и нарушений в поданных ею документах. При этом это министерство должно представить руководству партии свое мотивированное решение с письменными рекомендациями по устранению недочетов.
"Но при этом есть очень важный момент. Это все-таки сохранение основной идеи законопроекта в таком виде, который формирует институциональную комбинацию в рамках политической реформы, в общем и целом выгодную сейчас партии власти. Одновременно с этим она не является дискриминирующей по отношению к оппозиции. То есть это такой классический компромисс", - подчеркнул Слатинов.
Эксперт пояснил, что введение в действие закона немедленно после опубликования, с одной стороны, соответствует требованиям несистемной оппозиции, а с другой стороны, это "сейчас выгодно власти, потому что это переключает протестную энергию в системное поле".
"Если бы оппозиция не получила этой возможности, она бы сейчас продолжала очень активно ходить на митинги и модерировать протестную активность. Теперь оппозиция будет заниматься партийным строительством немедленно после подписания закона", - сказал он.
То же самое касается и сохранения минимальной необходимой для регистрации численности в 500 человек - этот "крайне либеральный подход к формированию партий... в сочетании с 5-процентным проходным барьером и запретом на блоки, в краткосрочной перспективе вызовет скорее фрагментацию оппозиционного сегмента в нашей политической системе", считает эксперт.
"Появится большое количество новых партий, в том числе карманных, диванных, коммерческих, фейковых. Они, конечно, оттянут часть голосов у уже действующих крупных партий... В краткосрочной перспективе это фрагментирует оппозиционный сегмент. И конечно, это выгодно партии власти, особенно в условиях ее падающего сейчас рейтинга, проигрываемых выборов (в Тольятти) и возможного ее ребрендинга", - заметил политолог.
Жители Тольятти 4 марта выбирали не только президента РФ, но и мэра города. Из восьми кандидатов, претендовавших на кресло мэра, никто не смог набрать 50% голосов плюс один голос. Во второй тур вышли кандидат от "Единой России" Александр Шахов и самовыдвиженец Сергей Андреев. Победу одержал Андреев.
Поправки в законопроект об упрощенной регистрации партий Слатинов назвал компромиссом.
"Требования несистемной оппозиции удовлетворены частично. Это открывает ей возможности для регистрации и легальной системной политической работы, в том числе, уже на выборах осенних. Но одновременно мы видим такую хитрую институциональную инженерию, которая посредством комбинации вот этих институтов - свободное партийное строительство, с одной стороны, запрет блоков, с другой и 5-процентный барьер, с третьей - все-таки выгоден крупным партиям, прежде всего партии власти", - резюмировал эксперт.
Осенью 2012 года в России запланированы выборы разного уровня в 10 регионах.
ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Политолог Алексей Мухин напомнил, что парламентская оппозиция была крайне не заинтересована в том, чтобы нижняя планка для регистрации партий опускалась до 500 человек.
"Ситуация для них сложная, так как слишком легкие условия для регистрации других партийных проектов автоматически отнимают у них протестные голоса, за счет которых на прошедших выборах они улучшали свои электоральные показатели", - сказал он.
По его мнению, теперь эти голоса отойдут в другие партийные проекты, никак не связанные ни с КПРФ, ни с ЛДПР, ни со "Справедливой Россией".
Нежелание думской оппозиции занижать эту планку "вступило в противоречие с требованием несистемной оппозиции и с желанием верховной власти, которая хотела создать более высокую конкуренцию", заметил эксперт.
"Теперь появится огромное количество новых политических проектов, которые составят конкуренцию системной оппозиции. Вполне вероятно, что в результате следующих парламентских выборов физиономия Государственной думы изменится полностью", - считает Мухин.
Политолог Валерий Хомяков признался, что у него "очень странное ощущение от этого законопроекта". По его мнению, истинные цели его принятия заключаются в том, чтобы "постараться эту вот манную кашу в виде большого числа партий размазать по тарелке, и тогда на этом фоне уже раскрученные партийные бренды будут смотреться более привлекательными для избирателя".
"Техническая сторона реализации этого законопроекта вызывает удивление. Ну представьте, 50 партий в бюллетене?" - сказал он.
"То, что сейчас идет уже на третье чтение, а третье чтение это, как известно, редакционные правки, не украшает нашу партийную систему, не улучшает наше избирательное законодательство", - считает Хомяков.
Слатинов, в свою очередь, высказал мнение, что одной из основных целей принятия этого законопроекта была демонстрация того, что власть последовательно реализует те обещания по политической реформе, которые были даны сразу после протестного митинга на Болотной площади.
"Болотная очень большую роль сыграла в тех изменениях, которые мы сейчас наблюдаем. Власть серьезно пошла навстречу. Она хоть и разгоняет несанкционированные митинги с одной стороны, но с другой стороны, она показывает готовность к диалогу. И в конечном счете это работает на то, чтобы сейчас переключить протестную активность на улицах на системную партийную работу", - сказал он.
РИТУАЛ ТРЕТЬЕГО ЧТЕНИЯ
Представителей несистемной оппозиции не пригласили в Госдуму на обсуждение законопроекта во втором чтении. Глава фракции ЕР Андрей Воробьев пояснил это тем, что процедура II чтения не предусматривает выступлений. По его словам, представители несистемной оппозиции приглашены на третье чтение в пятницу, 23 марта, "чтобы все, кто желает, могли выступить по мотивам, когда окончательно будет принят этот законопроект".
Политологи сочли это приглашение скорее формальностью, однако не стали утверждать, что оно не имеет никакого значения.
"Это игра такая. Мол, давайте, приходите, пожалуйста. Третье чтение - это просто редактирование документа. Чего там приходить? Расставлять запятые?" - сказал политолог Валерий Хомяков.
Слатинов также отметил, что приглашение несистемной оппозиции делается лишь для того, чтобы "показать, что власть к ней прислушалась".
"Это приглашение - это такой реверанс, это знак того, что несистемная оппозиция услышана и что власть пошла на компрпомисс", - сказал он.
Мухин, в свою очередь, высказал мнение, что "смысл присутствия несистемной оппозиции, как крайне заинтересованных лиц, весьма большой, так как именно им в первую очередь придется использовать послабление в регистрации".
"Они приглашены поэтому в качестве свидетелей... Они должны засвидетельствовать, что их требования выполнены, чтобы в дальнейшем они не говорили о том, что их требования не выполняются", - полагает он.
Как ожидается, в Совете Федерации законопроект в случае его принятия Госдумой будет рассмотрен 28 марта, после чего документ сможет поступить на подпись президенту РФ.
По сообщению Минюста, в ведомство уже поступило 70 заявок на создание политических партий.