Объем госинвестиций в течение 3-5 лет должен быть не ниже 3,0-3,5% ВВП - доклад
14 марта 2012 года
Необходимо в течение трех-пяти лет поддержание объемов государственных инвестиций на уровне 3,0-3,5% ВВП, в том числе и за счет долгосрочных заимствований, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.
"В течение ближайших 3-5 лет необходимо поддержание, в том числе и за счет долгосрочных заимствований, объемов государственных инвестиций на уровне в 3,0-3,5% ВВП с последующим увеличением, не превышающим объем чистых заимствований, с потолком госдолга в 25-30% ВВП", - отмечается в докладе.
В России всегда присутствовала бюджетная ограниченность маневра в наращивании госинвестиций, кризис 2008-2009 годов лишь усилил сложившиеся диспропорции в управлении государственными инвестициями, подчеркнув недопустимость проведения политики наращивания объемов государственных инвестиций в условиях бюджетного дефицита при отсутствии отлаженных механизмов повышения отдачи от них.
При планировании инвестиционных расходов представляется оправданным исходить из принципа их разделения по назначению. Речь идет о выделении "инвестиций в обеспечение текущей деятельности государства" и "инвестиций развития", говорится в докладе. При этом инвестиции развития можно финансировать за счет займов, так как это способно создать дополнительную доходную базу в будущем.
Для повышения эффективности госинвестиций предлагается использовать проектный подход к процессу их управления. Ключевой является задача объединения инвестиций и связанных с ними текущих расходов по объекту в рамках одного проекта, для чего потребуются изменения действующих процедур и системы документов бюджетного планирования. Так, горизонт планирования в рамках долгосрочных целевых программ должен быть расширен до продолжительности жизненного цикла создаваемого объекта госимущества.
Подлежат пересмотру сферы и масштабы применения инструментов бюджетной поддержки инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями или унитарными предприятиями.
Так, поскольку основным преимуществом вложений в уставный капитал является обретение права участия в управлении хозяйствующим субъектом, практику вложений в уставный капитал (то есть фактически безвозмездной формы финансирования) следует ограничить хозяйственными обществами с 100%-ным государственным участием, отмечается в докладе.
В целях повышения самостоятельности инновационно-активных регионов в распределении федеральных средств, следует перейти к блочным субсидиям на развитие инноваций в регионе. Для других секторов региональной экономики и соцсферы важно обеспечить возможность прямого строительства объектов за счет федерального бюджета с последующей передачей их в региональную собственность (своего рода натуральный трансферт).
В докладе также отмечается, что следует предусмотреть частичный возврат к финансированию инвестпроектов напрямую из бюджета, оставляя за институтами развития, осуществляющими преимущественно безвозмездное финансирование, функции отбора и контроля за ходом реализации проектов.
Следует также разработать возможные модели вовлечения независимых управляющих компаний и крупных российских банков в процесс реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений.