Новый худрук ГАСО в следующем сезоне планирует больше времени уделять оркестру
23 марта 2012 года
Новый художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова Владимир Юровский планирует в следующем сезоне 2012/2013 уделять больше времени своему коллективу.
Предыдущий худрук и главный дирижер ГАСО Марк Горенштейн был уволен 28 сентября прошлого года приказом Минкультуры после длительного конфликта со своими оркестрантами. Контракт на три года был подписан с Юровским, однако одновременно он и главный приглашенный дирижер Лондонского оркестра, и руководитель Глайндборнского оперного фестиваля, успевший до этого посотрудничать со многими ведущими оркестрами.
По условиям контрактов с заграничными оркестрами, Юровский может быть лишь художественным руководителем ГАСО, а не главным дирижером. По причинам занятости за рубежом у него недостает времени вплотную заниматься этим коллективом. В этом сезоне маэстро дирижирует оркестром трижды - впервые они сыграли вместе в ноябре на юбилее ГАСО, второй раз - на юбилее Московской филармонии в январе, а третий - 24 марта на сцене Концертного зала Чайковского вместе с французским скрипачом Рено Капюсоном.
Однако, как признался журналистам в пятницу дирижер, ситуация постепенно исправится.
"Наших с оркестром концертных программ будет пять - на одну больше, чем в этом сезоне. И это если говорить именно о программах, а не о количестве концертов - хотя, как я и обещал раньше, буквальных повторов в Москве у нас не будет", - рассказал Юровский.
Он с трудом смог выделить какие-то концерты будущего сезона, признавшись, что для него "все важно с этим оркестром", но, тем не менее, рассказал о нескольких выступлениях.
Одно из них будет в октябре - в исполнении ГАСО прозвучит Пятая симфония Малера. В конце этого года оркестр собирается чествовать композитора Родиона Щедрина, которому 16 декабря исполнится 80 лет. В честь этого прозвучит программа, состоящая целиком из произведений композитора, в том числе "Поэтория" - концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова Вознесенского, однако кто будет участвовать в представлении, дирижер оставил в секрете.
В начале следующего года вместе с ГАСО и Юровским выступит пианист Рудольф Бухбиндер. Маэстро пообещал, что сезон будет богат на солистов, а также именитых дирижеров.
"Пока, к сожалению, я не могу гарантировать оркестру мое присутствие на большее количество программ. Я объяснял это еще в прошлом году - таковы условия игры, на которые оркестр и министерство культуры согласились изначально, поскольку я все еще связан другими проектами до 2014 года включительно", - отметил Юровский.
Тем не менее, по словам маэстро, даже несмотря на то, что в его отсутствие оркестром дирижируют приглашенные гости, он держит руку на пульсе.
"Большинство этих гостей приглашены или мной, или с моего согласия. За то время, пока меня не было, в оркестре побывали удивительные дирижеры. Потом, с оркестром работают мои ассистенты. Вернулись прекрасные музыканты, изгнанные из коллектива до этого. Да, в оркестре происходят движения, но это все запланированные изменения, связанные с той творческой политикой, которую я веду", - сказал Юровский.
По его мнению, оркестр должен быть более гибким, и чем больше хороших гостевых дирижеров у него будет, тем лучше.
"Оркестр гораздо более мобильный, даже с того времени, как мы с ним первый раз встретились в ноябре. Сейчас работа уже идет на другом уровне. Но, конечно, массу деталей еще нужно осваивать. В нашем деле, как и в любом органическом росте, не может и не должно быть немедленных результатов. Я пытаюсь заниматься не революцией, а эволюцией. Так что настоящие результаты будут еще нескоро, лет через пять", - считает дирижер.
Единственная проблема, которую на данный момент видит Юровский - это отсутствие у ГАСО репетиционной базы.
"Оркестр оказался в очень нерадостной ситуации - его историческая база была в Большом зале консерватории со времен основания, во время реконструкции зала оркестр переехал в Институт стали и сплавов, но теперь и там начался ремонт, причем без предупреждения, как у нас и бывает. И оркестр оказался на улице", - рассказал дирижер.
Он подчеркнул, что вины консерватории здесь, конечно, не видит, но надеется на понимание ее руководства.
"С первого дня моего прихода в оркестр я поднял вопрос в разговоре с министром культуры и ректором консерватории. Понятно, что у нее свои планы и вопрос так быстро не решится, но я надеюсь на скорейшее разрешение в нашу пользу - то есть, что оркестру предоставят право репетировать на сцене некоторое количество дней в неделю, в зависимости от консерваторского оркестра, который имеет приоритет", - заключил он.