Эксперты Стратегии 2020 предлагают создать Нацсовет по инвестициям при правительстве РФ
14 марта 2012 года

Экспертное сообщество предлагает создать Национальный совет по инвестициям и контролю норм для повышения эффективности нормативно-правового регулирования предпринимательской активности, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года.

"Задачей Национального совета по инвестициям и контролю норм должна стать организация экспертизы и оценки нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов", - говорится в докладе.

Данное предложение рабочей группы является дополнением существующей системы оценки регулирующего воздействия. К предмету компетенции Нацсовета в области оценки регулирующего воздействия (ОРВ) предлагается отнести те группы регуляторных нормативных правовых актов, в отношении которых соответствующую работу не проводит Минэкономразвития.

Нацсовет создается при правительстве РФ на фиксированный срок (5 лет), затем его мандат может продлеваться и при необходимости - расширяться. Председателем Нацсовета должна быть известная и авторитетная фигура, имеющая влияние и вес как в государственном аппарате, так и предпринимательском сообществе, а также пользующаяся доверием у первых лиц государства. Члены Нацсовета (12 человек) - видные эксперты в области права и экономики, пользующиеся высокой репутацией в деловом и академическом сообществах. Отбор производится не по принципу представительства ("от бизнес-ассоциаций", "от отраслей экономики", "от гражданского общества", "от думской фракции" и т. п.), а по принципу репутационного признания и наличия компетенций в определенных (ключевых) отраслях регулирования.

В докладе предлагаются также ряд мер по законодательной защите конкуренции, расширению прав бизнеса по защите своих интересов, меры по развитию публичных форм защиты, расширению прав саморегулируемых бизнес-ассоциаций.

В частности, речь идет об изменении системы оценки деятельности ФАС на уровне правительства и общества. Критерием для подобной оценки должны быть экономические эффекты от деятельности антимонопольного ведомства, включая влияние отдельных дел на состояние конкуренции на рынках и благосостояние потребителей. Также предлагается введение в положения отраслевых ведомств прямых функций по развитию конкуренции, включая разработку отраслевых программ развития конкуренции, а также мониторинг и оценка реализации отраслевых программ со стороны МЭР.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо развитие процедуры административного обжалования действия/бездействия органов власти, обеспечивающей защиту интересов предпринимателей в максимально сжатые сроки, введение механизма "красной кнопки" на сайтах федеральных ведомств (окна, в которые могли бы обратиться предприниматели в случае ущемления их прав), предоставление бизнес-ассоциациям права выступать в суде от имени своих членов (подавать иски в защиту третьих лиц).

Меры по снижению барьеров входа на рынок и барьеров роста компаний должны содержать, в том числе, упрощение регистрации и постановки на учет во внебюджетных фондах, повышение прозрачности подключения к инфраструктуре, более жесткий контроль за условиями и процедурами доступа к сетевым активам в отраслях естественных монополий, а также за созданием субъектами естественных монополий дочерних и зависимых компаний в нерегулируемых сегментах.

Также эксперты говорят о необходимости смещения фокуса налоговой нагрузки с производства на потребление, сохранения всех видов специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства, введении разновидности патента специально для самозанятых граждан при одновременном сохранении других упрощенных схем налогообложения, включая ЕНВД.